Жестокое обращение с животными коап

Зверский накал: права животных защитят еще и в КоАП

Жестокое обращение с животными коап

В КоАП намерены внести наказание за жестокое обращение с животными — речь идет о нескольких новых составах преступления, которые не прописаны в Уголовном кодексе.

Как выяснили «Известия», законопроект с этими поправками уже внесен Минюстом в правительство, а в марте может поступить в Госдуму. В профильном комитете парламента по экологии, а также во фракциях инициативу поддерживают.

По мнению депутатов, это позволит наказать тех, кто сегодня уходит от уголовной ответственности, так как она подразумевает только причинение тяжкого вреда животным.

По любому составу

Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минюста, в правительство внесен законопроект «Об изменениях в КоАП в части установления ответственности за нарушение законодательства в области обращения с животными».

Документом предлагается появление в России административного наказания за шесть новых составов преступления, в числе которых жестокое обращение с животными, несоблюдение требований , а также к использованию животных в культурно-зрелищных целях.

Штраф за эти нарушения может составить от 3 до 150 тыс. рублей в зависимости от тяжести и лица (физического, юридического или должностного), которое совершило эти действия. При этом под наказание не попадут владельцы животных, запрещенных , если они приобрели их до 1 января 2020 года.

— Законопроект разработан во исполнение поручения, которое было дано по результатам встречи президента РФ с представителями общественных организаций, осуществляющих деятельность в области экологии и защиты животных, 5 июня 2020 года, — отметили в пресс-службе Минюста.

Как уточнили в ведомстве, принятие законопроекта позволит повысить эффективность соблюдения требований законодательства в этой области, что, в свою очередь, будет способствовать достижению целей защиты животных и обеспечения безопасности, а также законных интересов граждан при обращении с животными.

В пресс-службе правительства не стали называть точные сроки внесения законопроекта в Госдуму, отметив, что документ будет рассмотрен в установленном порядке. Однако, как сообщил «Известиям» глава профильного комитета нижней палаты по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, инициатива может поступить в парламент уже весной.

— Мы поддерживаем и приветствуем законопроект. Еще в декабре прошлого года комитет направил и свои предложения в Минюст, которые вошли в этот документ. Очевидно, что чем раньше он будет принят, тем лучше. Сегодня представитель Минюста сообщил нам, что в Госдуму он может поступить в марте, — рассказал парламентарий.

По его словам, депутаты предлагают увеличить количество прописанных в нем составов вдвое.

— Обязательно отдельно нужно включить норму о наказании за избавление от питомцев.

Сегодня есть такая проблема в отношении собак и кошек, которых выбрасывают в основном осенью, когда люди уезжают с дач и огородов.

Также предлагается ввести отдельную ответственность за организацию боев животных, так как в ряде регионов существует такая форма досуга. Но это варварство, дикость и средневековье, — пояснил Владимир Бурматов.

Также депутат предлагает наказывать за пропаганду и призывы к жестокому обращению с животными. По его словам, комитетом были проведены консультации с Минюстом, в ходе которых было решено внести эти поправки на нулевых чтениях или ко второму чтению законопроекта, чтобы ускорить его рассмотрение.

Почему мало УК

Законопроект готовы поддержать во всех фракциях Госдумы. Сегодня в Уголовном кодексе есть нормы за жестокое обращение с животными и предусмотрено серьезное наказание. В том числе штраф до 80 тыс.

рублей, обязательные работы и исправительные работы, ограничение свободы на срок до года, арест на шесть месяцев и лишение свободы на срок до трех лет.

Если деяние было совершено группой лиц, по предварительному сговору, в присутствии малолетнего, с применением садистских методов, с публичной демонстрацией, в том числе в интернете или в отношении нескольких животных, штраф возрастает до 300 тыс. рублей, а срок лишения свободы до пяти лет.

— Однако привлекать по этим нормам можно только в случае нанесения животным тяжкого вреда, например, повлекшего смерть питомца. Но те, кто просто издеваются над животным и не подпадают под эту статью, тоже заслуживают наказания. Мы должны пресечь любое издевательство над нашими меньшими братьями, — заявил «Известиям» первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов.

Во фракции ЛДПР отметили, что у нее выстроены длительные и доверительные отношения с зоозащитниками, поэтому эта проблематика партии хорошо знакома.

— К сожалению, существующая уголовная ответственность за жестокое обращение с животными полноценно не работает. Правоохранители часто отказываются от таких дел, так как им сложно доказать виновность или привлечь к ответственности, например, из-за возраста, — пояснил «Известиям» зампред фракции либерал-демократов Ярослав Нилов.

По его словам, появление административной ответственности будет способствовать наведению порядка в этой сфере. Хотя окончательное решение фракция примет только после того, как ознакомится с законопроектом. Поддерживают инициативу и в КПРФ.

— Не всегда за какие-то действия в отношении животных нужно сразу возбуждать уголовное дело. Но в части эффективности наказания, думаю, что помимо штрафов или тюремных сроков нужно обязательно вводить принудительные общественные работы. Чтобы этого негодяя, публично все видели и осуждали, — считает член фракции, глава комитета по региональной политике Николай Харитонов.

Вице-президент Московского общества защиты животных Кирилл Горячев сообщил, что ему пока неизвестно о законопроекте, но он согласен с тем, что сегодня многие уходят от уголовной ответственности, так как не подпадают под действующую ст. 245 УК.

Кроме того, по его словам, действительно, собрать доказательства правоохранительным органам по этим делам очень сложно. А поскольку речь идет о животных, а не о людях, существует установка, что даже за самые жестокие преступления виновные не несут ответственности.

Поэтому важно, чтобы после появления новых норм не осталось только административное наказание, отметил эксперт.

Источник: https://iz.ru/1114089/natalia-bashlykova/zverskii-nakal-prava-zhivotnykh-zashchitiat-eshche-i-v-koap

За жестокое обращение с животными штрафа недостаточно

Жестокое обращение с животными коап

Второй год действует Федеральный закон от 27 декабря 2018 г.

№ 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения в области обращения с животными в целях как их защиты, так и укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с ними.

Эксперты – о плюсах и минусах подписанного Закона об ответственном обращении с животнымиВладимир Путин подписал закон, в котором закреплены меры гуманного подхода к животным, а также безопасности и законных интересов граждан при взаимодействии с ними

В ст. 21 данного Закона установлено, что за нарушение его требований владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Из анализа действующего законодательства следует, что в настоящее время владельцы животных и иные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 245 «Жестокое обращение с животными» УК РФ.

Примеры привлечения виновных по этой статье существуют1, хотя их не так много в сравнении с количеством фактически совершенных противоправных деяний в отношении «братьев наших меньших».

Так, в Обзоре судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2019 г. отмечено, что за совершение преступлений против здоровья населения и общественной нравственности в указанном году было осуждено 81,5 тыс.

лиц (или 13,6% от общего числа), в отношении которых приговоры вступили в законную силу. По сравнению с 2015 г. (119,7 тыс. осужденных) снижение числа осужденных за совершение преступлений по ст. 228–245 УК составило 31,9% (14,9% по сравнению с 2018 г. – 95,8 тыс. осужденных).

Удельный вес числа осужденных за прошедшие годы снизился: 16,3% в 2015 г., 14,6% в 2018 г2.

В 2013 г. в УК была введена ст. 258.1 «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации», также имеющая отношение к обеспечению безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Вместе с тем действующая редакция КоАП РФ не содержит составов административных правонарушений в сфере обращения с животными. При этом во многих субъектах Федерации предусмотрена административная ответственность за жестокое обращение с животными, а соответствующие статьи региональных законов охватывают гораздо более широких круг деяний, нежели нормы уголовного законодательства3.

Например, Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. № 413-з содержит четыре статьи, устанавливающие административную ответственность как за жестокое обращение с животными, так и за иные правонарушения, связанные с их защитой: ст. 5.

1 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений»; ст. 5.2 «Нарушение порядка содержания, выгула, отлова и умерщвления домашних животных»; ст. 5.6 «Нарушение порядка (правил) добычи отдельных объектов животного мира», а также ст. 13.

7 «Нарушение требований общественного порядка при обращении с животными».

Как ранее писала «АГ», Минюст опубликовал для независимой антикоррупционной экспертизы законопроект об административной ответственности за несоблюдение наиболее важных требований Закона об ответственном обращении с животными.
Ответственность за жестокое обращение с животными может появиться в КоАП РФСейчас такие действия считаются преступлением, но только при обстоятельствах, указанных в ст. 245 УК

Так, КоАП предлагается дополнить соответствующими составами правонарушений, изложенными в трех статьях гл. 8.

Наказание за совершение новых правонарушений предлагается назначать только в виде административного штрафа: в частности, для граждан – от 3 до 15 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей – от 5 до 15 тыс.

руб., для должностных лиц – от 5 до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 15 до 200 тыс. руб.

Полагаю, что назначения только административных штрафов в указанных размерах было бы достаточно, если бы не одно существенное обстоятельство.

Допустим, животные содержатся в ненадлежащих условиях (из соответствующих помещений исходит чересчур сильный запах навоза, не предусмотрены места для кормления и питья, а также для ночлега животных). В результате они становятся вялыми, истощенными, выглядят неопрятно. Пищевые отходы и помет вовремя не убираются, редко имеются подстилки из древесных опилок.

В связи с климатическими условиями животные могут быть подвержены обморожению, но меры по утеплению мест их содержания не предпринимаются.

Как быть с такими животными, пострадавшими и страдающими от противоправных действий граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц: должны они оставаться у нерадивых владельцев, продолжать терпеть мучения и гибнуть?

Выход из этой ситуации, на мой взгляд, есть. За совершение административных правонарушений, как известно, предусмотрены наказания в виде не только штрафа, но и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения.

Согласно ст. 3.7 КоАП такой конфискацией является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Так, санкция ст. 8.35 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений» КоАП предусматривает конфискацию орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов.

Из этого следует, что законодатель с учетом цели назначения административного наказания уже высказался о видах санкций за схожие нарушения в отношении животных, в том числе за применение конфискации, а не только штрафа.

Поэтому полагаю целесообразным расширение видов наказаний за совершение правонарушений, предусмотренных предлагаемыми законопроектом ст. 8.50, 8.51. 8.52 КоАП.

Хотелось бы обратить внимание также на вопрос о соразмерности предлагаемых размеров штрафных санкций.

На мой взгляд, предусмотренные законопроектом размеры штрафов, налагаемых на юридических лиц, вызывают сомнение. Например, упомянутой ст. 8.35 КоАП для виновного юридического лица установлен административный штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. с конфискацией, в то время как в законопроекте (ч. 2 ст. 8.51 КоАП) за схожие нарушения штраф колеблется в диапазоне от 100 до 200 тыс. руб.

Вывод очевиден – размеры штрафов за новые предлагаемые в законопроекте виды правонарушений целесообразно привести в соответствие с санкциями других схожих установленных КоАП составов, что, полагаю, будет отвечать духу внесенных в Конституцию РФ изменений и дополнений, в частности о сохранении уникального природного и биологического многообразия страны, формировании в обществе ответственного отношения к животным (подп. «е.5» ч. 1 ст. 114 Основного Закона).

1 См, например: Апелляционное постановление Верховного Суда Республики Татарстан от 13 ноября 2020 г. по делу № 22-8207/2020; Апелляционное постановление Кировского областного суда от 2 декабря 2020 г. по делу № 22-2027; Постановление Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июля 2018 г.; определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции № 77-1604/2020.

2 Российская юстиция. 2020. № 8. С. 57–70; № 9. С. 55–70; № 10. С. 61–70.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/za-zhestokoe-obrashchenie-s-zhivotnymi-shtrafa-nedostatochno/

Что грозит за жестокое обращение с животными по новому закону?

Жестокое обращение с животными коап
Что грозит за жестокое обращение с животными по новому закону?

Как действуют законы о жестоком обращении с животными, какие изменения в этой части были внесены в Уголовный кодекс РФ, как с помощью закона противодействовать живодерам.

Что понимается под жестоким обращением с животными?

Федеральный закон от 20 декабря 2017 года «О внесении изменений в статьи 245 и 258_1 УК РФ и статьи 150 и 151 УПК РФ» существенно повлиял на то, как суды будут устанавливать  соответствие между признаками и составом данного преступления. И до принятия изменений, и после них основным признаком преступления, предусмотренного ст.

245 УК РФ, является наличие причинно-следственной связи между жестоким обращением и гибелью либо увечьем животного. Суд устанавливает наличие этой связи, осознавал ли ее обвиняемый,  предвидел ли наступление указанных последствий и желал ли их наступления.

Также обязательно устанавливается мотив преступления: из хулиганских или корыстных побуждений.

Указанным федеральным законом в ч.1 ст. 245 УК РФ добавлен еще один признак жестокого обращения с животными: «в целях причинения боли и (или) страданий» животному, а такие признаки, как «в присутствии малолетних» и «с применением садистских методов» из части первой перенесены в ч. 2 ст. 245 УК РФ, то есть ответственность при их наличии ужесточается. Помимо этих признаков во второй части статьи упоминаются групповое совершение преступления и по предварительному сговору, а после изменений она была дополнена пунктами о публичной демонстрации деяния в СМИ или сети «Интернет» и о совершении деяния в отношении нескольких животных.  Нормы, устанавливающие ответственность за жестокое обращение с животными, содержатся не только в федеральном, но и в региональном законодательстве об административных правонарушениях.

Административная ответственность наступает в случае отсутствия признаков жестокого обращения с животными, которые содержатся в ст. 245 УК РФ.

Административный штраф может накладываться не только на физлиц, но и на юридических, и на должностных лиц.

Когда наступает уголовная ответственность?

К уголовной ответственности может быть привлечено лицо в возрасте от 16 лет при одновременном установлении:

  • последствий деяния (причинение боли, страданий животному, нанесение увечья, его гибель);
  • прямого умысла и хулиганского либо корыстного мотива;
  • способа совершения деяния.

Хулиганский мотив имеет в своей основе желание лица вступить в конфликт с обществом, продемонстрировать презрение к нормам поведения, морали и нравственности, что может проявляться в жестоких действиях по отношению к животным, отсутствии реакции на замечания и попытки пресечь деяние. Корыстные побуждения проявляются в желании получить выгоду от тех или иных действий. При жестоком обращении с животными они имеют место, например, когда деяние записывается на видео с целью его продажи потребителям шок-контента в соцсетях. 

Также для правильной  квалификации преступления должен быть установлен способ его совершения. Так, Постановлением Президиума Сахалинского областного суда от 9 сентября 2011 г.

по делу № 44у-93/11 с гражданина, застрелившего собаку из ружья и съевшего ее, было снято обвинение в жестоком обращении с животными, поскольку в деле нет доказательств умерщвления собаки мучительным способом и того, что действия носили характер истязания.

Напротив, установлено, что обвиняемый не желал причинять страдания животному и убил его только с целью удовлетворения физиологических потребностей. Если деяние совершено в отсутствие признаков ст. 245 УК РФ и хулиганских или корыстных побуждений, то осудить за жестокое обращение с животными по ст. 245 УК РФ также не смогут.

Поскольку домашние животные в соответствии с гражданским законодательством являются имуществом, которое требует гуманного обращения (ст. 137 ГК РФ), лицо, жестоко с ними обращающееся, но в действиях которого нет признаков, предусмотренных ст. 245 УК РФ, может понести наказание по ст. 167 УК РФ (Умышленное уничтожение или повреждение имущества).

Например, эта статья применима в случае, когда животное было отравлено, и виновный причинил тем самым значительный ущерб в сумме не менее 5 000 рублей согласно примечанию 2 к ст. 158 УК РФ.

Какое наказание могут назначить?

Новая редакция ст. 245 УК РФ содержит такой вид наказания, как лишение свободы до 3 лет, которое может быть назначено обвиняемому, если он совершил преступление не впервые и (или) есть отягчающие вину обстоятельства (ст. 56 УК РФ). Остальные виды наказаний и их размеры по ч.1ст.

245 УК РФ остались без изменений. Ответственность по ч.2 ст. 245 УК РФ  также ужесточена, лишить свободы теперь могут на срок от 3 до 5 лет. Это повлекло изменение категории преступления по ч.2 ст. 245 УК РФ – оно стало преступлением средней тяжести.

Это позволяет назначать лишение свободы и тем, кто без отягчающих вину обстоятельств совершил это преступление впервые, в т.ч. несовершеннолетним. Из перечня возможных к назначению наказаний исключены обязательные работы до 480 часов, но добавлены исправительные работы до 2 лет.

Срок принудительных работ увеличен со срока до 2 лет до 5 лет. Размер штрафа не изменился.

Если убийство (нанесение увечий) домашнего животного было квалифицировано как умышленное уничтожение (повреждение) чужого имущества по ст.

167 УК РФ, осужденный заплатит до 40 000 рублей штрафа, либо в качестве наказания ему будет назначен один из видов работ, самый большой срок которых может составить до 2 лет. Лишение свободы также может быть назначено на срок до 2 лет.

Если уничтожение (повреждение) имущества было совершено из хулиганских побуждений и общеопасным способом, то виновный приговаривается к принудительным работам на срок до 5 лет либо к лишению свободы на тот же срок.

Как самому бороться с живодерами?

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность принудительно выкупить домашнее животное у его хозяина, который обращается с ним негуманно (ст. 241 ГК РФ). Лицо, желающее выкупить животное, должно обратиться с соответствующим требованием в суд, который устанавливает возможность выкупа и цену, которую необходимо уплатить, если возникнет спор.

Если намерения выкупить животное нет, то обращаться в суд на основании норм ГК РФ бесполезно, но можно попробовать просто завладеть им. Поскольку п. 2 ст. 137 ГК РФ запрещает жестокое обращение с животным, нарушение этого запрета является злоупотреблением правом (см. ст. 10 ГК РФ).

Поэтому если владелец животного обратится в суд с иском об истребовании животного из незаконного владения, ему, скорее всего, откажут, так как лицу, злоупотребляющему своим правом, может быть отказано в его защите.

Для этого новому владельцу животного нужно будет подтвердить явное нарушение предыдущим владельцем правил обращения с животным. 

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59e950c15a104f1623838495/chto-grozit-za-jestokoe-obrascenie-s-jivotnymi-po-novomu-zakonu-5a7be66d5f49679c39d1b3ad

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.