Становление арбитражных судов российской федерации

История становления арбитражных судов в РФ

Становление арбитражных судов российской федерации

Арбитражный суд — государственный орган, относящийся к судебной власти, который имеет право рассматривать и разрешать в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

Становление и развитие арбитражных судов имеет довольно длительную историю.

Первая попытка создать постоянный, специальный суд для купечества принадлежит царю Алексею Михайловичу (1667), который постановил «ведать дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать».

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Великом (1721), создавшем Главный магистрат, который судил торговые дела. Торговые дела рассматривались в судах, которые стали называться судами таможенными.

Петр Великий ввел сословную организацию купечества по европейскому образцу.

Признавая торговые суды чуждыми всему историческому прошлому России, царь не допускал применения в них обычаев и предписывал торговым судам руководствоваться уставами и указами, т. е. нормами права.

Предшественниками арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды. 14 мая 1832 г. опубликовано Общее положение об учреждении коммерческих судов в России, что означало появление системы таких судов. Открылись коммерческие суды в Санкт-Петербурге (1832), Москве (1833), Новочеркасске (1835) и др.

Они просуществовали до 1917 г. и для них были специальные нормы судопроизводства.

Задолго до реформы 1864 г. в России Уставом о судопроизводстве по делам торговым была определена подведомственность коммерческих судов.

Их ведомству принадлежали все споры и иски по торговым оборотам, векселям, договорам и обязательствам письменным и словесным, все дела о несостоятельности.

Была определена и подсудность: ведомство каждого коммерческого суда простиралось «не далее того города, в котором он учрежден и уезда оного».

Судебная реформа 1864 г. в России коммерческих судов не коснулась. Изменения произошли только в их судопроизводстве: споры должны были рассматриваться на основе Устава гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 г., введенного в действие применительно к общим судам и содержащего правила сбора и оценки доказательств.

Арбитражные суды в Советской России

После революции 1917 г. судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. содержал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. Возникающие разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями.

В 1922 г. в Российской Федерации были созданы арбитражные комиссии.

Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем арбитражными комиссиями при Совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководителя.

Рассматривались дела по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом, за некоторыми исключениями, вытекающими из особенностей арбитражной комиссии.

В 1931 г. в системе органов государственного управления был образован Госарбитраж, разрешающий споры между учреждениями, предприятиями, организациями и предприятиями сельского хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозрасчета.

Это связано было, прежде всего, с принятием в марте 1931 г. Постановления ВЦИК и СНК СССР, в котором указывалось, что все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести установленную законом ответственность за их невыполнение.

Арбитраж существовал в 2-х формах — государственной и ведомственной. В Госарбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — одного подчинения одному ведомству (министерству, комитету).

С самого начала органы Госарбитража выполняли функции суда: разрешали экономические, имущественные споры в соответствии с законодательством, договорами и по существу были правопреемниками дореволюционных коммерческих судов.

До 1974 г. нижестоящие арбитражные суды подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, т. е. система была несоподчиненной.

17 января 1974 г. Совет Министров СССР принял постановление «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов Госарбитража», которым Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Было утверждено новое положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Последний этап развития Госарбитража связан с принятием Конституции СССР 1977 г. Арбитраж был признан конституционным органом.

Организация и деятельность органов Госарбитража регулировалась законом РСФСР «О государственном арбитраже в СССР», принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.

Арбитражные суды в Российской Федерации

Система арбитражей упразднена с 1 октября 1991 г. В п.

2 Постановления Верховного Совета РСФСР “О введении в действие Закона РСФСР “Об арбитражном суде” записано: “Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях”.

Органы Государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и сохраняли полномочия до избрания арбитражных судов в соответствии с Законом РСФСР “Об арбитражном суде”, принятым 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г.

Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности.

Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно.

Арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражной процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере всем участникам гражданского оборота.

В связи с принятием Конституции РФ (1993 г.

), нового ГК РФ, а также дальнейшим совершенствованием арбитражной судебной системы и ее функционирования возникла необходимость в принятии ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации” и нового, третьего по счету, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые в настоящее время и определяют систему и состав арбитражных судов, а также процессуальную форму их деятельности.

4 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «Об арбитражном суде», введенный в действие с 1 октября 1991 г. В соответствии с этим Законом 3 марта 1992 г. был принят, а с 15 апреля 1992 г. введен в действие Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Арбитражные суды осуществляли судебную власть при разрешении споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, вытекающих из гражданских (экономических) правоотношений, либо из правоотношений в сфере управления.

При этом арбитражный суд разрешал указанные споры, если они вытекали из отношений организаций и граждан-предпринимателей, обращающихся за защитой своих охраняемых законом прав и интересов; государственных и иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, в защиту охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан-предпринимателей, государственных и общественных интересов; а также прокурора в защиту государственных и общественных интересов. В случаях, когда в таких спорах участвовали иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием или иностранные граждане, спор мог быть передан на разрешение арбитражного суда при наличии соглашения сторон либо если это было специально предусмотрено законодательным актом.

Арбитражные суды России по Закону 1991 г.

составляли единую систему, в которую входили: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ), Высшие арбитражные суды в составе РСФСР, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономных областей, арбитражные суды автономных округов. Кроме того, устанавливалось, что Президиумом Верховного Совета РСФСР по предложению ВАС РСФСР могли быть образованы арбитражные суды безотносительно к национально-государственному и административно-территориальному устройству РСФСР.

По Закону 1991 г. в состав арбитражного суда входили председатель, заместители председателя, председатели коллегий и судьи — члены арбитражного суда.

Следует отметить, что по Закону 1991 г. арбитражные суды образовывались на началах выборности. Было установлено, что судьями арбитражных судов могли быть избраны граждане РСФСР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. А для избрания судьей ВАС РСФСР необходим был стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

Срок полномочий арбитражного судьи не ограничен.

Второй этап становления системы арбитражных судов — принятие Государственной Думой 5 апреля 1995 г. Федерального Конституционного Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», одобрен Советом Федерации 12 апреля 1995 г. и подписан Президентом Российской Федерации 28 апреля 1995 г.

В соответствии с этим Законом систему арбитражных судов Российской Федерации составляют: ВАС Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов — арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Этим же законом предусмотрено, что на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, и в то же время судебная власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

С вступлением в действие указанного Закона изменился порядок обжалования судебных решений.

Если по Закону 1991 г. существовала трехуровневая система: суд первой инстанции, кассационной и надзорной инстанции, то с апреля 1995 г. образовывалась четырехуровневая система: суд первой инстанции, апелляционной инстанции, кассационной инстанции и надзорной инстанции. Причем кассационная инстанция выделилась в самостоятельные суды.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона Российской Федерации в Российской Федерации действуют следующие Федеральные арбитражные суды округов:

  1. Московского округа,
  2. Центрального округа,
  3. Северо-Западного округа,
  4. Волго-Вятского округа.
  5. Северо-Кавказского округа,
  6. Западно-Сибирского округа,
  7. Уральского округа,
  8. Дальневосточного округа,
  9. Восточно-Сибирского округа.

С 1 июля 1995 г. вступил в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, за исключением главы 21 «Производство в кассационной инстанции», которая вводилась в действие по мере создания федеральных арбитражных судов.

Следующим этапом формирования судебной системы явилось принятие в июле 2002 г. нового Арбитражного кодекса Российской Федерации, который вступил в действие с 01.09.2002, кроме главы 4, параграф 1 «Подведомственность» и главы 36 «Производство в порядке надзора».

Глава 4 вступила в действие через 10 дней со дня официального опубликования, а глава 36 — с 1 января 2003 г.

Одним из важных обстоятельств, побудивших к реформированию арбитражного процессуального законодательства, явилось вступление России в феврале 1996 г. в Совет Европы. 30 марта 1998 г. состоялась ратификация Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, она вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г.

, с этого момента юрисдикция Европейского суда по правам человека распространилась и на Россию. Главной задачей, стоящей перед арбитражной системой, необходимо признать обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, повышение эффективности судебной защиты предпринимательства.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/istoriya-stanovleniya-arbitrazhnich-sudov-v-rf

Становление арбитражных судов РФ. Законодательство и система арбитражных судов в РФ | Студент-Сервис

Становление арбитражных судов российской федерации

Арбитражные суды РФ возникли и успешно развиваются из существовавшей в Советском Союзе с мая 1931 г. по октябрь 1991 г. системы Государственного арбитража. Согласно ст.

163 Конституции СССР споры между предприятиями, учреждениями и организациями разрешались органом, не входившим в судебную систему, но осуществлявшим широкие юрисдикционные функции по отношению к правам и интересам социалистических юридических лиц.

Арбитраж не только рассматривал споры, но и разнообразными методами должен был содействовать оптимальному функционированию народного хозяйства.

 Природа этого органа носила, таким образом, двойственный характер: правоохранительный и управленческий одновременно.

 Процедура рассмотрения дел регулировалась особыми правилами, главным из которых было включение представителей сторон в состав самого юрисдикционного органа.

Споры между организациями одной подчинённости рассматривали арбитражи соответствующих ведомств, а споры между организациями разного подчинения, разных республик были отнесены к компетенции Государственного арбитража. 

Государственные арбитражи были специальными органами, призванными в пределах предоставленной им достаточно широкой компетенции защищать права и охраняемые законом интересы социалистических юридических лиц при разрешении хозяйственных споров, а также способствовать оптимальному действию экономической системы в целом и организации надлежащего правового регулирования взаимоотношений, возникающих в хозяйственном обороте в различных отраслях.

Ведомственный арбитраж имел те же задачи, но в пределах, ограниченных определённой отраслью. До 1971 г. не было единой системы органов государственного арбитража, так как нижестоящие государственные арбитражи подчинялись не своим вышестоящим органам, а тем исполнительным органам, при которых состояли; не было соподчинения и у государственных и ведомственных арбитражей. 

Лишь в 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган, а после принятия Конституции СССР 1977 г. стал органом конституционным, с задачами и функциями, рассчитанными на условия жестко регулируемой государством экономики. Ныне арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ.

Эта ветвь судебной власти осуществляет правосудие путём разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесённых к компетенции арбитражных судов (ст. 24 – 25 ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 4 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ).

Отказ от государственного арбитража, выполнявшего наряду с разрешением хозяйственных споров самые различные функции – нормотворческие, контрольные, – был связан с коренным изменением системы управления государством, со стремлением перейти от административнокомандной экономики к экономике рыночной.

Органы государственного арбитража имели многочисленные правомочия, позволявшие им вмешиваться в деятельность предприятий и организаций:

  • возбуждать по своей инициативе дела;
  • взыскивать санкции в пользу второй стороны, даже если она и не заявляла подобных требований, или в доход бюджета;
  • изменять основание или предмет заявленного иска;
  • осуществлять контроль на предприятиях за ведением договорной работы;
  • давать руководителям различные предписания.

В связи с постепенным внедрением в экономику частно-правовых регуляторов и стимулов, естественно, возникла необходимость в перестройке органов, осуществляющих юрисдикцию в этой области. Создание системы арбитражных судов означало полное изменение самой сути и задач, компетенции и правомочий правоохранительных органов, деятельность которых касалась интересов юридических лиц.

Создавая систему арбитражных судов, стремились создать гарантии полной хозяйственной самостоятельности юридических лиц, невозможности вмешательства органов государства в их деятельность, а также содействовать развитию предпринимательства и охране интересов предпринимателей независимо от их организационно-правовой формы.

 Арбитражный суд был создан на основании Закона «Об арбитражном суде», принятого Верховным Советом РСФСР 4 июля 1991 г. Порядок деятельности и компетенции арбитражного суда определялись также Арбитражно-процессуальным кодексом РФ, принятым Верховным Советом РФ 05 марта 1992 г. и введённым в действие с 15 апреля 1992 г.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Этот нормативный акт подробно и весьма близко к правилам общих гражданских судов урегулировал порядок рассмотрения и разрешения арбитражными судами дел по экономическим спорам и спорам в сфере управления.

 В частности, впервые в этом акте получили право на жизнь принципы правосудия применительно к спорам, в которых не участвовали граждане, а именно: выборность, независимость арбитражного суда и его судей, гласность, возможность отвода судей, прокурора, эксперта, переводчика.

Вместе с тем практика применения АПК РФ 1992 г. очень скоро выявила несовершенство данного акта.

Потребовалось переосмыслить слабые стороны, использовать для совершенствования АПК РФ опыт дореволюционной России, других государств, так как в экономическом обороте страны и в арбитражном процессе появились и иностранные организации – инвесторы.

 Всё это свидетельствовало о том, что арбитражно-процессуальная форма разрешения именно экономических споров может и должна совершенствоваться дальше. К этому подталкивало и появление новой Конституции, принятой в декабре 1993 г., а затем первой части ГК РФ, вступившей в действие с 01 января 1995 г.

Было уделено большое внимание выработке концепции изменения норм об организации и порядке деятельности арбитражных судов. Так, в апреле 1995 г. появились, а с 1 июля этого же года вступили в силу новый ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» и новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Изменение структуры и многих положений АПК РФ 1992 г.

при подготовке проекта АПК РФ 1995 г. имело целью при сохранении оправдавших себя на практике норм закрепить новые институты и правила разбирательства и разрешения споров для дальнейшего усиления гарантий судебной защиты прав граждан – предпринимателей и юридических лиц, для приближения системы арбитражных судов к уровню мировых стандартов в этой области.

Этот процесс продолжается и в настоящее время.

В 2002 и 2003 гг. были предприняты дальнейшие шаги по реформированию системы органов, призванных рассматривать споры хозяйствующих субъектов: 24 июля 2002 г.

принят в существенно обновлённом виде АПК РФ, введение в действие которого произошло 1 сентября 2002 г. В тот же день был одобрен закон о третейских судах, а 4 июля 2003 г.

ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» был дополнен новым звеном – апелляционными судами.

Арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ (ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 1 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»).

 В соответствии с Конституцией РФ законодательство об арбитражных судах находится в ведении РФ.

 Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в РФ устанавливаются ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», Арбитражным процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами. 

Систему арбитражных судов в РФ составляют (ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 3 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»):

  • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее – арбитражные суды субъектов РФ);
  • специализированные арбитражные суды.

Арбитражные суды в РФ «осуществляют правосудие путём разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесённых к их компетенции, ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами». 

В соответствии со ст. 5 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» основными задачами арбитражных судов в РФ при рассмотрении подведомственных им споров являются:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в РФ строится на основе принципов «законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел».

 Вступившие в законную силу судебные акты – решения, определения, постановления арбитражных судов – обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.

Председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность в порядке, установленном ФКЗ «О судебной системе РФ» и Законом РФ «О статусе судей в РФ».

Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

 Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда РФ в случае прекращения полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/stanovlenie-arbitrazhnyh-sudov-rf-zakonodatelstvo-i-sistema-arbitrazhnyh-sudov-v-rf/

Становление арбитражных судов Российской Федерации

Становление арбитражных судов российской федерации

Арбитражные суды Российской Федерации возникли и успешно разви­ваются из существовавшей в Советском Союзе с мая 1931 г. по октябрь 1991 г. системы Государственного арбитража. Согласно ст.

163 Конститу­ции СССР споры между предприятиями, учреждениями и организациями разрешались органом, не входившим в судебную систему, но осуществ­лявшим широкие юрисдикционные функции по отношению к правам и интересам социалистических юридических лиц.

Арбитраж не только рас­сматривал споры, но и разнообразными методами должен был содейство­вать оптимальному функционированию народного хозяйства. Природа этого органа носила, таким образом, двойственный характер: правоохрани­тельный и управленческий одновременно.

Процедура рассмотрения дел регулировалась особыми правилами, главным из которых было включение представителей сторон в состав самого юрисдикционного органа. Споры между организациями одной подчиненности рассматривали арбитражи соответствующих ведомств, а споры между организациями разного подчи­нения, разных республик были отнесены к компетенции Государственного арбитража.

Государственные арбитражи были специальными органами, призван­ными в пределах предоставленной им достаточно широкой компетенции защищать права и охраняемые законом интересы социалистических юри­дических лиц при разрешении хозяйственных споров, а также способство­вать оптимальному действию экономической системы в целом и организа­ции надлежащего правового регулирования взаимоотношений, возникаю­щих в хозяйственном обороте в различных отраслях. Ведомственный ар­битраж имел те же задачи, но в пределах, ограниченных определенной отраслью.

До 1971 г. не было единой системы органов государственного арбитра­жа, так как нижестоящие государственные арбитражи подчинялись не сво­им вышестоящим органам, а тем исполнительным органам, при которых состояли; не было соподчинения и у государственных и ведомственных арбитражей. Лишь в 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союз-

Раздел II. Судебная система Российской Федерации

Глава 7. Федеральные арбитражные суды

но-республиканский орган1, а после принятия Конституции СССР 1977 г. стал органом конституционным, с задачами и функциями, рассчитанными на условия жестко регулируемой государством экономики.

Ныне арбитражные суды в соответствии с Конституцией Российской Федерации непосредственно входят в судебную систему, являются органа­ми государства, осуществляющими судебную власть.

Эта ветвь судебной власти осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, рассмотрения других категорий дел, отнесенных к компетенции арбитраж­ных судов (ст.

19 Закона о судебной системе, ст. 4 Закона об арбитражных

судах).

Отказ от государственного арбитража, выполнявшего наряду с разре­шением хозяйственных споров самые различные функции – нормотворче-ские, контрольные, – был связан с коренным изменением системы управле­ния государством, со стремлением перейти от административно-командной экономики к экономике рыночной.

Органы государственного арбитража имели многочисленные правомочия, позволявшие им вмешиваться в дея­тельность предприятий и организаций: возбуждать по своей инициативе дела; взыскивать санкции в пользу второй стороны, даже если она и не заявляла подобных требований, или в доход бюджета; изменять основа­ние или предмет заявленного иска; осуществлять контроль на предприяти­ях за ведением договорной работы; давать руководителям различные пред­писания.

В связи с постепенным внедрением в экономику частноправовых регу­ляторов и стимулов, естественно, возникла необходимость в перестройке органов, осуществляющих юрисдикцию в этой области.

Создание системы арбитражных судов означало полное изменение самой сути и задач, компе­тенции и правомочий правоохранительных органов, деятельность которых касалась интересов юридических лиц.

Создавая систему арбитражных су­дов, стремились создать гарантии полной хозяйственной самостоятельно­сти юридических лиц, невозможности вмешательства органов государства в их деятельность, а также содействовать развитию предпринимательства и охране интересов предпринимателей независимо от их организационно-правовой формы.

Арбитражный суд был создан на основании Закона «Об арбитражном суде», принятого Верховным Советом Российской Федерации 4 июля 1991 г.2 Порядок деятельности и компетенции арбитражного суда опреде­лялись также Арбитражным процессуальным кодексом Российской Феде­рации, принятым Верховным Советом Российской Федерации 5 марта

1992 г.' и введенным в действие с 15 апреля 1992 г. Этот нормативный акт подробно и весьма близко к правилам общих гражданских судов урегули­ровал порядок рассмотрения и разрешения арбитражными судами дел по экономическим спорам и спорам в сфере управления.

В частности, впервые в этом акте получили право на жизнь принципы правосудия применительно к спорам, в которых не участвовали граждане, а именно: выборность, независимость арбитражного суда и его судей, гласность, возможность отвода судей, прокурора, эксперта, переводчика.

Вместе с тем практика применения АПК 1992 г. очень скоро выявила несовершенство данного акта .

Потребовалось переосмыслить слабые стороны, использовать для совершенствования АПК РФ опыт дореволюционной России, других государств, так как в экономическом обороте страны и в арбитражном процессе появились и иностранные организации – инвесторы.

Все это свидетельствовало о том, что арбитражно-процессуальная фор­ма разрешения именно экономических споров может и должна совершен­ствоваться дальше. К этому подталкивало и появление новой Конституции, принятой в декабре 1993 г., а затем первой, Общей части ГК Российской Федерации, вступившей в действие с 1 января 1995 г.

Было уделено боль­шое внимание выработке концепции изменения норм об организации и порядке деятельности арбитражных судов3. А в апреле 1995 г.

появились и с 1 июля того же года вступили в силу новый Федеральный конституцион­ный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»4 и новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Наиболее существенными новеллами, установленными этими актами, являлись следующие:

1) все арбитражные суды были отнесены к категории органов федерального значения;

2) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации был освобожден от значительной части дел, рассматриваемых по первой инстанции, и на­правил свои усилия на рассмотрение дел в порядке надзора в Президиуме Высшего Арбитражного Суда РФ и изучение и обобщение судебной прак­тики, дачу разъяснений Пленумом Высшего Арбитражного Суда по приме­нению законодательства;

3) вместо ранее действовавшей двухзвенной системы арбитражных су­дов была создана трехзвенная за счет десяти федеральных судов округов, Действующих в качестве кассационных инстанций;

'СП СССР. 1974. №4. Ст. 19.

СП СССР. 1974. № 4. Ст. IV.

Ведомости РСФСР. 1991. № 30. Ст. 1013, 1014, Ведомости РФ.1992. № 34. Ст. 1965

' Ведомости РФ. 1992. № 16. Ст. 36.

См. подробно: Шерстюк В М. Новые положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. М., 1996. С. 5-14.

Юков М К, Пучинский В К, Шерстюк В М. О проекте Арбитражного процессу­ального кодекса Российской Федерации // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1994 №11. С. 107. 4СЗРФ. 1995. № 18 Ст. 1589

Раздел II. Судебная система Российской Федерации

4) появилась новая апелляционная инстанция для проверки правильно­сти решений, вынесенных в первой инстанции, в качестве которой высту­пают апелляционные коллегии арбитражных судов субъектов Российской Федерации;

5) в федеральных арбитражных судах округов и в арбитражных судах субъектов Федерации созданы президиумы, рассматривающие вопросы судебной практики, организационные вопросы (утверждение членов судеб­ных коллегий, председателей судебных составов и др.);

6) создан совещательный орган при Высшем Арбитражном Суде – Со­вет председателей арбитражных судов, возглавляемый председателем Высшего Арбитражного Суда, для рассмотрения организационных, кадро­вых и финансовых вопросов;

7) организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, их финансирование из средств федерального бюджета осуществляется Выс­шим Арбитражным Судом;

8) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации подбирает и под­готавливает кандидатов в судьи, организует их учебу.

Новеллы Федерального конституционного закона «Об арбитражных су­дах в Российской Федерации» были направлены на то, чтобы любой из арбитражных судов, рассматривающих споры между организациями, рас­положенными в различных регионах России, а также споры с участием иностранных фирм и компаний, функционировал в качестве составной части единой системы»1.

Изменение структуры и многих положений АПК 1992 г. при подготовке проекта АПК 1995 г.

имело целью при сохранении оправдавших себя на практике норм закрепить новые институты и правила разбирательства и разрешения споров для дальнейшего усиления гарантий судебной защиты прав граждан-предпринимателей и юридических лиц, для приближения системы арбитражных судов к уровню мировых стандартов в этой области.

Этот процесс был продолжен.

14 июня 2002 г. был принят Государственной Думой третий Арбитраж­ный процессуальный кодекс2. Работа по дальнейшему совершенствованию арбитражного процессуального законодательства была предопределена не­сколькими факторами.

Пятилетний опыт применения АПК РФ 1995 г.

вы­явил существенные его пробелы при регламентации отдельных процедур и стадий арбитражного судопроизводства; противоречия, нестыковки в тексте ряда норм, требовавшие уточнения толкования арбитражно-процессуальных норм со стороны Высшего Арбитражного Суда.

Глава 7. Федеральные арбитражные суды

1 Яковлев Ф В , Юков М К.

Источник: https://studopedia.ru/8_190457_stanovlenie-arbitrazhnih-sudov-rossiyskoy-federatsii.html

История становления и развития арбитражных судов в рф

Становление арбитражных судов российской федерации

История становления и развития арбитражных судов в рф Ю.Н. Дыдыгина, магистрант

Научный руководитель: А.Х. Маликова, д-р юрид. наук, профессор Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

Б01: 10.24411/2500-1000-2020-11164

Аннотация. В статье рассмотрены исторические аспекты становления российской системы арбитражных судов, их совершенствования и развития, современное состояние.

Приведена история появления первых арбитражных судов в России во времена Древней Руси, их реформирование во времена российской империи, революции, а также после принятия Арбитражного процессуального кодекса.

Автор проводит сравнение арбитражного судопроизводства в Российской Федерации и зарубежных странах, таких как США и Англия и делает вывод о невозможности принятия в РФ той системы арбитражных судов, которая действует в указанных европейских государствах.

Ключевые слова: суд, арбитражный процесс, экономический спор, решение суда, коммерческий суд.

Арбитражные суды в Российской Федерации – это основной орган, призванный осуществлять в нашей стране правосудие по экономическим спорам. Полномочия и компетенция этих судов установлены законодательными актами РФ, это рассмотрение экономических споров между гражданами, организациями, индивидуальными предпринимателями и др.

Арбитражные суды приобрели современный вид не сразу, они выстраивались и менялись в процессе исторического развития Российской Федерации. Те исторические этапы развития арбитражных судов, через которые они прошли, оказали существенное влияние на существующую систему арбитражных судов РФ, их структуру и компетенцию. По этой причине тема настоящей статьи очень актуальна.

Появление института арбитражного судопроизводства в древней Руси, приходится на 1135 год, когда появились первые в истории российских арбитражных судов упоминания об особых судах в Уставной грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславовича.

Далее государство постепенно предпринимало попытки создания прообраза арбитражного суда в нашей стране, таким органом в 1721 году стал Главный магистрат, который рассматривал некоторые особые виды споров, в том числе и торговые [4, с. 269].

В первой половине XIX века в российской империи уже существовала система коммерческих судов.

Производство по коммерческим спорам проводилось либо посредством «словесной расправы», либо посредством письменного производства.

В Российской империи на коммерческие суды возлагалась не только задача по осуществлению правосудия по коммерческим спорам, они призваны были регулировать торговые отношения в стране.

До октябрьской революции 1917 года в деятельности коммерческих судов не производилось серьезных изменений.

Послереволюционное развитие механизмов развития российских арбитражных судов было весьма неоднозначным и прерывистым. Было принято большое количество нормативно-правовых актов, которые, то создавали самостоятельнее органы, осуществляющие разрешение арбитражных споров, то упраздняли их.

Первое законодательное закрепление статуса арбитражей произошло с принятием Конституции 1977 года, в 1991 году стали действовать арбитражные суды. С принятием Конституции 1993 года система арбитражных судов РФ была реформирована. С 1995 года появилась современная система арбитражных судов, действующая, хоть и не в первоначальном виде, в Российской Федерации [5, с. 103].

Современная система арбитражных судов, действующая в нашей стране в современный период была заложена с момента принятия действующего российского АПК, принятого в 2002 году [1].

С этого момента в Российской Федерации появилась четырехзвенная структура, уполномоченная решать экономические споры. Система арбитражных судов состояла из судов первой инстанции апелляции, кассации и надзорной инстанции, которой являлся Президиум Высшего Арбитражного суда РФ. Но данная система постепенно изменялась.

Но, реформирование современной системы арбитражных судов продолжилось и в 2014 году было принято одно из серьезнейших изменений действующей системы арбитражных судов – судебная власть в нашей стране стала возглавляться двумя главными судебными органами: Конституционным и Верховным судами РФ.

ВАС РФ был упразднен Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ [2].

Также в деятельности арбитражных судов появилась «вторая кассация» представленная судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

В настоящее время система арбитражных судов в России состоит из арбитражных судов субъектов, апелляционных арбитражных судов, арбитражных судов округов, суда по интеллектуальным спорам, во главе системы находится Верховный суд РФ.

В системе арбитражных судов на сегодняшний день имеются четыре судебных инстанции, рассматривающие дела в апелляции и кассации, созданы 21 апелляционный и 10 кассационных судов, а также Суд по интеллектуальным правам. В качестве второй кассационной инстанции дела рассматривает Коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Компетенция и полномочия арбитражного суда содержатся в законодательстве РФ и международных ратифицированных Россией нормах [3], регулирующих деятельность арбитражных судов в нашей стране.

Под компетенцией арбитражных судов принято понимать предусмотренную зако-

нами совокупность прав и обязанностей арбитражного суда, которые предоставил ему законодатель при осуществлении правосудия и при выполнении иных функций, которые должен выполнять арбитражный суд, как орган, представляющий судебную власть в России.

Значение данного вида судов, возложенных на них функций и задач сложно переоценить, так как ввиду специфики экономических споров не все обычные мировые суды компетентны их рассматривать. Соответственно наличие арбитражных судов способствует существованию более совершенной системы правосудия в стране.

Российская система арбитражных судов сильно отличается от системы арбитражных судов зарубежных стран, в частности если рассмотреть в качестве примера арбитражное судопроизводство в США и Великобритании, можно отметить, что в этих государствах нет подразделения на специализированные суды, которые были бы наделены полномочиями по рассмотрению экономических споров. В Англии под арбитражем принято рассматривать упрощенное судопроизводство, а в США -третейское разбирательство.

В США экономические споры рассматриваются судами общей юрисдикции.

Поскольку экономические споры рассматриваются в рамках судов общей юрисдикции, то процедура их разбирательства и разрешения мало отличается от обычных гражданских дел.

Одной из причин выбора судов общей юрисдикции для рассмотрения экономических споров в США и Великобритании, возможно, явилась принадлежность этих стран к состязательному типу правосудия.

Согласно основной черте состязательного судопроизводства суд остается пассивным в судебном заседании, а активно участвуют в исследовании доказательств только стороны в лице своих представителей.

Именно сторонам принадлежит инициатива и контроль за ведением дела: они подготавливают дело к слушанию, ищут возможности заключения мирового соглашения, представляют доказательства в суд, исследуют их, выступают со вступитель-

ными и заключительными речами. Суд же ным спорам не совсем правильно вы-разрешает спор. Такое распределение ро- строена в данном случае. Для российской лей предполагает, что адвокаты раскроют системы арбитражного судопроизводства и проанализируют все доказательства пе- это неприемлемо.

Анализ и исследование ред судом, последнему останется только доказательств – это полномочия суда, а не разрешить спор. При подобной постановке сторон и их представителей. По этой при-вопроса от судьи не требуется специализа- чине, предполагается, что действующая ции в определенной области права.

система арбитражных судов в РФ наибо-

По нашему мнению, экономические лее приемлема для нашей страны и отече-споры требуют особой квалификации, и ственной судебной системы. система судопроизводства по арбитраж-

Библиографический список

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-arbitrazhnyh-sudov-v-rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.