Право на участие в митингах

Законны ли протесты с юридической точки зрения: законность митингов, шествий, пикетов

Право на участие в митингах

Протестная активность населения представляет значительный интерес для исследователей, так как протесты являются одним из наиболее действенных каналов коммуникации гражданского общества и власти. С другой стороны, протестные настроения способны объединить различающиеся по интересам, ценностям и общественному настроению социальные слои.

Этимологически значение термина «протест» происходит от латинского слова «protestare», означающего «доказывать», «подтверждать».

Однако в современном юридическом использовании слово протест приобретает скорее противоположную слову «подтверждение» характеристику.

Протест — это не просто доказывание, а опровержение, возражение против конкретного факта, события или действия (настоящего, прошлого, или будущего).

Толковый словарь В. Даля определяет протест как «гласное заявление несогласия своего, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого дела, непризнание, отрицание».

Выделяют несколько видов протестов, в первую очередь политический и социальный.

Политический протест — протест, обращенный к представителям государственной власти, цель которого — изменения политической ситуации.

С точки зрения социологии, протест рассматривается как одна из форм политического участия в управлении делами государства. Политический протест может выражаться как в активной, так и в пассивной форме.

Пассивная форма протеста связана с понятием «политический абсентеизм», который проявляется в состоянии политической апатии, например, проявляется в отказе участвовать в выборах.

С точки зрения публичного управления, протест рассматривается как один из активных способов обратной связи граждан с государством.

«Протест» в современном конституционно-правовом понимании представляет собой форму участия в управлении, которая, хоть и не имеет немедленного эффекта, определяющего исход решений конкретного политического вопроса, но позволяет всесторонне изучить и оценить обсуждаемый вопрос.

Социальный протест — протест, направленный против социального неравенства, проблем, существующих в обществе, как правило экономического характера. Зачастую перерастает в политическую форму. Например, протест по невыплатам пенсий.

Протест может происходить как с применением, так и без применения насилия со стороны протестующих. В 2019 году было проведено исследование протестов, проходивших в мире в последние десятилетия.

Вывод однозначен — ненасильственные кампании имели вдвое больше шансов на успех, чем насильственные: они приводили к политическим изменениям в 53% случаев по сравнению с 26% для насильственных протестов.

Кроме того, было доказано, что протест практически всегда достигает своих целей, если в нем участвует не менее 3,5 % населения.

Формы ненасильственных протестов: митинг, протестное ание, молчание, флешмоб, пикетирование, бойкот, голодовка, петиция, забастовка и др.

Протест с применением насилия: бунт, восстание, революция и террор.

При этом в российском законодательстве нет не только определения слова «протест», но и его упоминания в значении реакции на общественную ситуацию.

Этот термин используется в других значениях.

Существует, например, протест прокурора, который обозначает меру прокурорского реагирования в виде принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Также известны вексельный протест и протест против оплаты чека, то есть нотариальные действия, удостоверяющие протесты векселей и отказы от оплаты чеков в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Законны ли протесты?

На этот вопрос было бы проще ответить, если бы законодательство РФ знало такое понятия как протест в политическом смысле.

Гарантируя гражданам право участвовать в управлении делами государства (ст. 32), Конституция России избегает прямого употребления таких терминов, как «протест», «критика» или «возражение», по отношению к механизмам подобного участия.

Если исходить из классификации протестов на насильственные и ненасильственные, то да, однозначно можно ответить, что ненасильственные протесты законны.

В преамбуле ФЗ от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее − ФЗ № 54) сказано, что данный Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В соответствии со ст.

2 ФЗ № 54, под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

ФЗ № 54 дает следующие определения митинга, демонстрации и шествия:

  • Митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
  • Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
  • Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
  • Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Можно констатировать, что ФЗ № 54, который регулирует порядок реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не говорит, что это все разновидности протестов, а обозначает это менее радикальным понятием, таким как «публичное мероприятие».

То есть да, несмотря на то что понятие «протест» прямо не упомянуто в законодательстве, это не лишает граждан права выражать каким-либо образом несогласие, критиковать решения или действия (бездействия) органов власти.

Кроме того, несмотря на отсутствие права на протест как такового и, соответственно, обязанности государства действовать в соответствии с мнением протестующих граждан, в реальной жизни протесты против значимых политических решений неизбежны.

Как понять, что группа людей, — это именно группа? Какое расстояние должно быть между людьми, чтобы понять, что это одна группа?

Группа людей — это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам, подобное объединение в социологии принято называть социальной группой.

К критериям выделения групп относятся: пол, возраст, единство интересов, национальность, расовая принадлежность, вера, профессия, статус, образование, место проживания и другие.

Чтобы признать, что группа людей действительно является социальной группой, она должна соответствовать определенным признакам:

  1. деятельность группы и каждого его члена, заданная целью существования данной группы;
  2. межличностные отношения между членами группы, которые строятся вокруг разных видов деятельности, как общегрупповой, так и индивидуальной;
  3. коммуникация между членами группы;
  4. групповые ценности, принятые и поддерживаемые всеми членами группы.

Группой может быть названо объединение лиц независимо от расстояния между членами группы, например, в связи с последними событиями студенты перешли на дистанционное обучение, многие вернулись в свои родные города, но они по-прежнему были группой с общими целями и особыми межличностными отношениями.

В чём разница между группой из 10 человек, протестующих, и 10 человек, которые, скажем, просто вышли в парк и играют в карты?

Конечно же, цели, которые преследуют каждая из групп. Группа людей, которые вышли в парк погулять и поиграть в карты не преследуют политических целей. Конечно, люди могут вовремя прогулки или игры обсуждать политику, но это не главная цель данного объединения. Такие лица прежде всего удовлетворяют свои потребности в общении и досуге, а не стремятся изменить политическую ситуацию.

Что можно и что нельзя делать на законном протесте?

Санкционированный митинг, шествие или другое публичное мероприятие имеют строгий порядок поведения, установленный ФЗ № 54, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.

В частности, нельзя:

  1. скрывать лицо маской или другим средством маскировки;
  2. иметь при себе оружие, боеприпасы, отравляющие вещества, пиротехнику, горючие материалы, алкоголь и т. д.;
  3. находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Кроме того, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

  1. выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
  2. соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
  3. соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Участники публичного мероприятия имеют право:

  1. участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
  2. использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
  3. принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

Молчаливый (тихий) протест как особая разновидность протеста

Мы привыкли к тому, что, если слышим слово протест, всегда ассоциируем его с каким-то шумным, многолюдным мероприятием. Но нет, истории известны случаи так называемых молчаливых протестов.

Например, совсем недавно произошел следующий случай. Софи Вильмес, премьер-министр Бельгии, 16 мая 2020 года посетила больницу Святого Петра в Брюсселе.

Однако, представители больницы устроили Софи далеко не тёплый приём. Сотрудники больницы, как медики, так и нет, сформировали коридор вдоль дороги в здание, по которой проезжал кортеж Вильмес.

Они стояли лицом к машинам, но, когда автомобили приближались, молча поворачивались к ним спиной.

Причиной протеста стало разочарование медиков, работающих с COVID-19, политикой правительства, причём не только в отношении урегулирования пандемии, а в целом всего здравоохранения.

То есть даже такие мероприятия, в случае если их цель — выразить недовольство политике государства, критиковать действия (бездействие) органов государственной власти, признаются протестами.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/yurist-razbiraet-protesty-s-tochki-zreniya-zakona-chto-razresheno-i-chto-zapreshheno

Статья 31 Конституции России

Право на участие в митингах

Текст Ст. 31 Конституции РФ в действующей редакции на 2021 год:

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Комментарий к Ст. 31 Конституции Российской Федерации

Конституция РФ закрепляет право граждан РФ на проведение публичных мероприятий.

статьи 31 Конституции соответствует положениям международных договоров. Так, в ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека установлено, что «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». В статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах записано следующее: «Признается право на мирные собрания.

Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Согласно ст.

11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний».

Закрепленное в Конституции РФ право предоставляет гражданам широкие возможности для выражения и обмена мнениями и убеждениями по самым разнообразным вопросам жизни государства и общества. Публичные мероприятия широко используются гражданами, партиями, общественными движениями, общественными организациями для решения различных проблем.

Митинги и пикетирование активно используются профсоюзами и работниками различных отраслей народного хозяйства для предъявления органам государственной власти и местного самоуправления требований, в особенности касающихся улучшения жизненных условий, борьбы с преступностью и др.

Публичные мероприятия имеют существенное значение при проведении предвыборных кампаний.

Положения Конституции РФ конкретизируются в текущем законодательстве. До принятия федерального закона порядок реализации права собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование определялся Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г.

«О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», а также нормативно-правовыми актами субъектов РФ*(125).

В Указе Президента РФ было предусмотрено, что до урегулирования законом РФ порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.

Указом Президента РФ было также предписано, что до принятия соответствующего закона нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» на территории России применяются в части, не противоречащей упомянутой Декларации.

В соответствии с Декларацией осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Правила организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, действовавшие на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г., устанавливали разрешительный порядок проведения публичных мероприятий.

Разрешение выдавали исполнительные органы местной власти. Постепенно разрешительный порядок был заменен уведомительным. Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. было утверждено Временное положение о порядке уведомления органов исполнительной власти г.

Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города.

Данным Положением был установлен уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий, означающий, что для их проведения теперь не требуется специального разрешения властей.

Правительством Москвы 26 января 1999 г. во исполнение Указа Президента РФ было принято постановление «О порядке организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, уличных шествий, и пикетирования»*(126).

В этом постановлении устанавливалось, в частности, что о массовой акции с числом участников свыше 5 тыс. чел. письменно уведомляется Мэр Москвы, до 5 тыс. — префект административного округа, до тысячи человек — глава районной управы.

Постановления и распоряжения по уведомлениям принимаются соответственно Правительством Москвы, префектами административных округов и главами районных управ.

Единый уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации был установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»*(127).

Принятию данного Закона предшествовали острые дебаты относительно правовых пределов реализации права на проведение массовых публичных мероприятий. Первоначальный вариант проекта закона, внесенного в Государственную Думу Правительством РФ, с самого начала его рассмотрения вызвал много споров.

В частности, представители всех российских партий, кроме «Единой России», выступили против прописанного в законопроекте запрета на проведение акций протеста и митингов рядом с правительственными зданиями и иностранными посольствами.

Несмотря на множество замечаний к законопроекту, высказанных депутатами, Государственная Дума приняла его 31 марта 2004 г. в первом чтении. В ответ КПРФ, СПС и «Яблоко» организовали митинги и пикеты с требованием исключить из проекта спорные нормы.

Акции протеста, получившие широкий общественный резонанс, прошли, в том числе, рядом с Государственной Думой. Митингующих поддержал Президент РФ В.В. Путин. В своем заключении по поводу законопроекта он отметил, что ряд норм закона нуждается в уточнении с учетом положений международных договоров, в частности ст.

11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и согласовании с нормами законодательства РФ.

В результате перечень объектов, рядом с которыми нельзя проводить массовые акции, был сокращен: вместе с промышленными, военными и инфраструктурными объектами в нем остались только здания, прилегающие к резиденциям Президента РФ, и суды. Помимо прочего, в новом Законе подробно описаны правила организации и проведения публичных мероприятий, а также указаны основания, по которым они могут быть приостановлены властями.

Источник: http://konstRF.ru/31

Можно ли в России протестовать против власти? — Meduza

Право на участие в митингах
Перейти к материалам

Да. Это право записано в главном законе России — Конституции. Статья № 31 гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» призван обеспечить гражданам реализацию их конституционного права.

Согласно закону, целью всех перечисленных выше видов акций может быть свободное выражение мнений и выдвижение требований по политическим, экономическим и другим вопросам.

Правда, по некоторым вопросам власти запрещают устраивать митинги в принципе: в частности, ЛГБТ-активистам из года в год не давали проводить акции в защиту своих прав — это началось еще до того, как у чиновников появилась возможность ссылаться на закон о запрете на «пропаганду нетрадиционных отношений».

По закону собрание — это встреча в специально отведенном для этого месте. Например, в «гайд-парке», то есть на специальной площадке, которые власти начали строить в прошлом году (есть, например, в Москве, Петербурге и Краснодаре).

Митинг — это «массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера». Если говорить совсем просто, во время митинга люди стоят на месте, а во время шествия и демонстрации куда-то идут.

При этом шествие предполагает движение по заранее определенному маршруту, а в определении демонстрации о маршрутах ничего не говорится. Пикетирование — митинг, который проводится у какого-то здания и без звукоусиливающей техники. 

О других форматах закон ничего не говорит. Если участники хотят собраться в каком-то формате, который не упоминается в законе — например, на народный сход или прогулку — власти могут счесть эту акцию митингом, шествием, собранием, демонстрацией или пикетированием. 

Нет. Для того, чтобы выйти на митинг, собрание, шествие или демонстрацию, нужно не ранее, чем за 2 недели, но не позднее чем за 10 дней уведомить власти — даже если против этих самых властей вы и выступаете.

Организаторы должны подать уведомление, в нем сообщить свои данные и контакты, рассказать, что за мероприятие планируется, с какой целью, где они собираются его проводить, сколько — примерно — людей придет, и как будет обеспечена их безопасность. Если речь о шествии, нужно указать, по какому маршруту оно запланировано.

Закон также предписывает особо оговаривать мероприятия с использованием транспортных средств — например, автопробеги или велопрогулки. Для пикетирования правила такие же, но подавать заявку можно за 3 дня. С точки зрения закона, единственный способ публично выразить свое мнение без предварительного согласования с властью — одиночный пикет.

При этом если вы не единственный пикетчик, расстояние до ближайшего единомышленника не может быть меньше 50 метров (такая норма действует в Москве, в других регионах расстояние может быть меньше). 

Нет. Просто сообщить о готовящемся собрании можно только в том случае, если вы хотите протестовать в «гайд-парке». Но надо убедиться, что это время еще не занято другими. Для всех остальных форм протеста надо не просто уведомить власти, а согласовать с ними все условия. 

Нет. Только с 7 утра до 10 вечера. Ночью можно проводить только некоторые культурные и мемориальные мероприятия.

Нет. Власти могут потребовать перенести акцию, если решат, что место ее проведения находится слишком близко к опасным объектам (например, производственным), путепроводам, железным дорогам, нефтепроводам, газопроводам, высоковольтным линиям электоропередач и пр.

 Нельзя собираться рядом с резиденциями главы страны, судами, тюрьмами, изоляторами, колониями и спецприемниками. Нельзя собираться рядом с российской границей, если нет разрешения от пограничников.

Также акцию не согласуют, если организатор: не гражданин России; признан недееспособным; имеет непогашенную судимость по определенным статьям; в течение года до предполагаемой даты акции дважды привлекался по административным статьям за нарушение правил проведения акций и неповиновение полиции. Власти обязаны в течение трех дней ответить на заявку организаторов — согласовать или предложить альтернативу. 

Организаторы должны не позднее, чем за три дня до акции сообщить властям, устраивает или не устраивает их встречное предложение. Если не устраивает, его можно обжаловать. Но, по данным правозащитной организации ОВД-Инфо, власти обычно рассматривают жалобы уже после даты, на которую было назначено мероприятие.

Нет. Помимо оружия и боеприпасов нельзя приносить на собрание колющие и режущие предметы, пиротехнику, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные изделия (спички и зажигалки можно), химические вещества и другие материалы, которые можно использовать для задымления. Нельзя приносить любые предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия. Нельзя приносить спиртное.

Неизвестно. Во время громких процессов людям часто не хватает места в зале суда и они собираются возле здания. Такие случаи власти иногда рассматривают как несогласованные митинги и задерживают участников.

Административная или уголовная ответственность. Если власти считают то или иное собрание людей несогласованной акцией, оно часто заканчивается массовыми задержаниями. Только за первые три месяца 2014 года и только в Москве полиция задержала более полутора тысяч человек. На согласованных акциях тоже иногда задерживают людей, но редко.

Профильная статья — о нарушениях правил проведения публичных мероприятий (20.2 административного кодекса) предусматривает штраф от 10 тысяч до 300 тысяч рублей, обязательные работы до 200 часов или административный арест до 30 суток.

Вторая по популярности статья, применяемая сотрудниками ОВД к протестующим — неповиновение законным требованиям представителям власти, 19.3 — 500-5000 рублей штрафа или административный арест до 30 суток. Самые строгие наказания назначаются за повторные нарушения. Тем, кто за 180 дней более трех раз привлекался по 20.2 и 19.

3, грозит уголовное преследование и гораздо более жесткое наказание: от 600 тысяч до миллиона рублей (или зарплаты за 2-3 года) штрафа, обязательные, принудительные или исправительные работы, или лишение свободы сроком до 5 лет. Иногда участников акций привлекают и по другим статьям: например, за мелкое хулиганство.

По словам правозащитников и задержанных, полиция, как правило, задерживает участников собрания, чтобы прекратить акцию, а в ОВД задержанным выписывают протоколы «под копирку» по какой-либо из набора подходящих статей.

Суды полностью доверяют показаниям сотрудников правоохранительных органов, хотя в суде часто выступают не те полицейские, которые проводили задержание. При этом нарушения со стороны полицейских — задержание без объяснения причин, грубое обращение, ложные показания в протоколе — остаются без внимания. 

С точки зрения Конституционного суда — да. КС предъявлял претензии по отдельным статьям закона о публичных мероприятиях, но в целом никогда его не оспаривал. 

Источник: https://meduza.io/cards/mozhno-li-v-rossii-protestovat-protiv-vlasti

Правила проведения митингов в России

Право на участие в митингах

Добрый день, вот мы и добрались до России и правилах проведения митингов на территории нашей родины! Материала много, поэтому придется делить на несколько статей, поехали:

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В 1993г. была принята Конституция РФ, гарантирующая каждому человеку право собираться свободно, мирно и без оружия и без разрешения органов власти. До 2004г.

это право реализовывалось на основании прямого применения статьи 31 Конституции РФ, которая гласит, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

19 июня 2004г.

был принят Федеральный закон №54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон о собраниях и митингах), которым определено, что законодательство о публичных мероприятиях включает в себя, помимо данного закона, также и нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, которые вправе издавать (в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2004г. №54-ФЗ) Президент России, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в своём постановлении от 13 мая 2014г.

№14-П отметил, что государство вправе и обязано осуществлять регулирующее воздействие на отношения, связанные с организацией и проведением мирных собраний, с тем чтобы на основе соблюдения баланса частных и публичных интересов гарантировать гражданам, их объединениям реальную возможность заявлять и отстаивать свою позицию и выдвигать гражданские инициативы по значимым, с их точки зрения, общественно-политическим вопросам и тем самым оказывать влияние на деятельность органов публичной власти.

По мнению Конституционного Суда РФ, правомерное осуществление гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний требует выработки чётких, не выходящих за рамки допустимых в демократическом правовом государстве ограничений прав и свобод человека и гражданина правил их организации и проведения.

При этом – как на уровне законодательного регулирования, так и в правоприменительной деятельности – необходимо учитывать, что в силу Конституции РФ, подразумевающей свободный характер мирных собраний, выбор в рамках нормативно установленных возможностей оптимальной с точки зрения целей публичного мероприятия конкретной формы его проведения является прерогативой граждан как субъектов данного конституционного права и, соответственно, параметры публичного мероприятия, включая форму, время и место проведения, могут изменяться и корректироваться лишь в рамках согласительных процедур между его организатором и уполномоченными органами публичной власти.

Согласно статье 2 Закона о собраниях и митингах публичным мероприятием признаётся открытая, мирная, доступная каждому акция, осуществляемая по инициативе граждан, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Статья 2 Закона о собраниях и митингах предусматривает пять видов публичных акций: 1) собрание; 2) митинг; 3) демонстрация; 4) шествие; 5) пикетирование. Также возможны различные сочетания указанных форм публичных акций.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В 2016г. к публичным мероприятиям, предусмотренным Законом о собраниях и митингах, была приравнена встреча депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями, проводимая на открытом пространстве в целях информирования избирателей о своей деятельности.

Собрание – это совместное присутствие граждан в специально отведённом или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг – это массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация – это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие – это массовое прохождение граждан по заранее определённому маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование – это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путём размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Законом о собраниях и митингах предусмотрено уведомление о проведении публичного мероприятия (статья 7 Закона), которым органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Законом о собраниях и митингах, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Не нужно подавать уведомление о проведении публичного мероприятия в форме собрания, а также пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции.

При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, а также в тех случаях, когда эта конструкция создаёт препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, должно подаваться соответствующее уведомление о проведении публичного мероприятия.

Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими одиночное пикетирование без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создаёт угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Действие Закона о собраниях и митингах не распространяется на культурно-зрелищные мероприятия, гуляния, народные сходы, собрания жителей домов в рамках жилищного законодательства, а также на общественные обсуждения, которые также можно проводить на улице, на открытом пространстве.

Проведение общественных обсуждений регламентируется Федеральным законом от 21 июля 2014г. №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и не подпадает под действие Закона о собраниях и митингах.

Прогулки, имеющие некую тематику, стали в последнее время достаточно популярными. Они могут возникать стихийно или иметь организованный характер. Например Алексей Навальный и Борис Акунин собирали на тематические прогулки по несколько тысяч человек. Прогуливаясь, участники данных мероприятий обсуждали некую общественно-значимую проблематику, выражая своё мнение по данной теме.

Данные виды публичных акций не подпадают под действие Закона о собраниях и митингах и, соответственно, к административной ответственности за участие в массовой прогулке граждане не могут быть привлечены.

Это важно

Конституционный Суд РФ неоднократно обращался к вопросу о конституционных параметрах процедуры согласования публичного мероприятия, предусмотренной Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (постановление от 14 февраля 2013г. №4-П, определения от 2 апреля 2009г. №484-О-П и от 1 июня 2010г. №705-О-О).

Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом РФ, понятие «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения.

Причём такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное закрепление перечня которых необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов.

Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать своё конституционное право на свободу мирных собраний.

В постановлении от 14 февраля 2013г.

№4-П Конституционный Суд РФ также отметил, что аналогичного подхода при оценке процедуры согласования публичного мероприятия и обязанностей сторон такого согласования придерживается Европейский Суд по правам человека, по мнению которого, в ситуации, когда власти не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести своё мероприятие в другом месте, в особенности если оно находится в центре города и явно больше по размерам.

Приведённые правовые позиции Конституционного Суда РФ являются обязательными для правоприменительных органов, осуществляющих применение части 5 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в том числе судов, разрешающих споры между организаторами публичных мероприятий и органами публичной власти. Иное истолкование данных законоположений не будет соответствовать их действительному смыслу и недопустимо в правоприменительной практике, поскольку привело бы к нарушению конституционных прав граждан.

Обеспечение применения части 5 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» с учётом правовых позиций Конституционного Суда РФ связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств каждого конкретного дела, что относится к полномочиям судов общей юрисдикции, а потому возникающие случаи отступления от смысла данных законоположений, выявленного Конституционным Судом РФ, подлежат устранению в рамках системы судов общей юрисдикции.

Продолжение следует…

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc2e4e0e6cb9b00ac259c9e/pravila-provedeniia-mitingov-v-rossii-5e4e5101bb4a6d368b8dc88a

Статья 7. Свобода слова. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании | ГАРАНТ

Право на участие в митингах

Статья 7. Свобода слова. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании

1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную или иную охраняемую законом тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.

Статья 7 дополнена пунктом 1.1 с 17 марта 2019 г. – Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 19-ФЗ

1.1. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” распространять или предоставлять информацию:

позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам;

о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам;

о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы;

о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну.

Статья 7 дополнена пунктом 1.2 с 17 марта 2019 г. – Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 19-ФЗ

1.2. Положения пункта 1.1 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях:

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами;

если предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется в информационных системах персональных данных;

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Статья 7 дополнена пунктом 1.3 с 17 марта 2019 г. – Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 19-ФЗ

1.3.

При исполнении обязанностей военной службы, предусмотренных подпунктами “а”, “в”, “г”, “е”, “к”, “о” и “п” пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”, военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается иметь при себе электронные изделия (приборы, технические средства) бытового назначения (далее – электронные изделия), в которых могут храниться или которые позволяют с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации.

Статья 7 дополнена пунктом 1.4 с 17 марта 2019 г. – Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 19-ФЗ

1.4. Положения пункта 1.3 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих в случае, если указанные в пункте 1.

3 настоящей статьи электронные изделия используются военнослужащими для выполнения своих обязанностей в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

2. Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

3. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются.

Источник: https://base.garant.ru/178792/e88847e78ccd9fdb54482c7fa15982bf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.