Нужно ли работать подросткам

Подработка для школьников: куда можно устроиться во время учёбы или каникул

Нужно ли работать подросткам

Нередко школьники пытаются найти подработку, а их родители не против, чтобы ребёнок примерил на себя взрослую жизнь, понял цену деньгам и с пользой провёл время. Рассказываем, на какую работу могут рассчитывать несовершеннолетние, как официально на неё устроиться, какие документы для этого нужны.

С какого возраста можно работать официально?

Билл Гейтс написал свою первую компьютерную программу в 13 лет, а основатель WhatsApp Ян Кум в школьные годы мыл полы в продуктовом магазине. Чем не пример для подростка, мечтающего о самостоятельном заработке?

По российскому законодательству официально можно заключать трудовой договор с 16 лет. Но есть и некоторые отступления. Так, если ученик окончил девять классов и дальше продолжает обучение в вечерней школе, он имеет право трудоустроиться с 15 лет.

Четырнадцатилетние подростки также могут получить работу по закону, но только с согласия родителей и муниципального органа опеки. По его требованиям, работа не должна вредить здоровью и мешать учиться. С этого же возраста и на тех же условиях подросток имеет право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Ещё одно исключение касается работы в сфере киноиндустрии, театра, шоу-бизнеса. К примеру, для съёмок в сериале, рекламе могут взять ребёнка моложе 14 лет, но здесь требования закона ещё строже. Необходимо письменное нотариально заверенное согласие родителей (опекунов) и разрешение органа опеки и попечительства, а трудовой договор подписывает не ребёнок, а один из родителей.

Что делать, если ребёнок не артист, но хочет работать в свои 12–13 лет? Официально детей такого возраста никто на работу не возьмёт. Но обеспечить чаду первый трудовой опыт можно — пусть, к примеру, за небольшую оплату помогает соседке по подъезду выгуливать собачку или поливать цветы. Такая работа не станет слишком большой нагрузкой, зато научит подростка ответственности.

Прежде всего, необходим паспорт. В отдельных случаях могут взять на работу и по свидетельству о рождении, но это, скорее, исключение, чем правило. В необходимый пакет документов также входят:

  • письменное разрешение одного из родителей;
  • справка из школы (для трудоустройства в учебное время);
  • письменное согласие муниципального органа опеки и попечительства;
  • медицинская справка установленного образца (медосмотр оплачивает работодатель);
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка (если есть).

Как и взрослый соискатель, несовершеннолетний пишет заявление о приеме на работу, трудоустройство оформляют приказом, заводят трудовую книжку, разъясняют права и обязанности, согласуют график выходов.

Сколько длится рабочий день подростка?

По действующему на 2020 год трудовому законодательству установлены следующие нормы рабочего времени для школьников.

Принимая на работу несовершеннолетнего, работодатель обязан организовать для него удобный график: во время каникул — с утра, в учебное время — после уроков.

Где искать работу?

Существует несколько вариантов поиска подработки для школьников.

1. Городские и региональные программы временной занятости несовершеннолетних

Они созданы, чтобы поддержать нашу молодежь, и есть не только в Москве, но и в каждом регионе. Информацию о них легко найти на официальных сайтах муниципалитетов. Чаще всего работа, которую предлагают подросткам на лето 2020 года, связана с участием в благоустройстве улиц и парков, подготовкой школы к новому учебному году, помощи пожилым людям и подобными занятиями.

Занятость по таким программам хороша тем, что подросток не только получает первый трудовой опыт, но и находится в безопасности — школьника официально оформляют, работу подыскивают рядом с домом, не нарушают его права.

2. Центры занятости

В крупных городах созданы специальные Центры занятости для молодёжи (например, в Москве, Самаре), Молодежные биржи труда (Санкт-Петербург), но можно обратиться и в обычную «взрослую» службу занятости. Даже если не найдётся ничего для школьников, в ЦЗН подскажут, в каких организациях требуются люди и есть работа с подходящими условиями.

3. Самостоятельное трудоустройство

Многие компании охотно берут подростков без опыта работы на простые низкооплачиваемые вакансии. Для них это способ сэкономить, а школьников устраивает гибкий график и возможность работать 2–3 часа в день. И даже если месячная зарплата всего 3–4 тысячи рублей, она может стать неплохим подспорьем для бюджета подростка.

Самостоятельно можно устроиться официантом, посудомойщиком в кафе, подсобным рабочим на рынке, в магазине, уборщиком офиса, территории, разнорабочим на стройке. В 2020 году в связи с карантином появились дополнительные вакансии курьеров. Самая популярная работа для четырнадцатилетних — раздача листовок и расклеивание объявлений.

4. Устроиться на работу к родственникам

Ещё один способ заработать — предложить за небольшую оплату помощь вашим родственникам, у которых есть свой бизнес. Это могут быть самые простые обязанности — курьерская доставка, помощник продавца, подсобный рабочий, раздача продукции во время дегустации.

Многие 15–16-летние тинейджеры набираются опыта в семейных компаниях, выполняя обязанности секретаря, помощника, а иногда и просто разнорабочего.

5. Мелкие услуги соседям и знакомым

В качестве разовой подработки можно предложить присмотреть за домашними питомцами, посидеть с детьми, купить продукты. Вашими клиентами могут быть соседи, родственники, знакомые. Можно развесить объявления с предложением своих услуг по району.

Работа, на которую не возьмут даже в 16 лет

Подростка возьмут не везде. Согласно ТК РФ, несовершеннолетних запрещено:

  • ставить в ночные смены;
  • принимать на работу, связанную с подъёмом тяжестей, вредными условиями;
  • трудоустраивать в заведения, угрожающие нравственному развитию ребёнка (ночные клубы, казино, точки продажи алкоголя и сигарет, работу с доступом к токсическим и наркотическим препаратам).

Сколько можно заработать?

Трудясь два часа в день по муниципальной программе временной занятости, можно получать ежемесячно 4,5–5 тысяч рублей. Та же работа, но в течение полной рабочей недели может приносить 10 тыс. рублей + 1,5 тысячи рублей материальной поддержки от Центра занятости.

Зарплата может быть и больше. Так, в Москве промоутером (раздача рекламных листовок) зарабатывают до 2,5 тысяч рублей в день. Труд курьера оценивается в 20–25 тысяч рублей ежемесячно. Вожатые за лагерную смену получают по 18–20 тыс. рублей.

Вакансии, которые чаще всего предлагают несовершеннолетним

  • Раздача листовок, рекламных буклетов, газет, расклеивание объявленийВ Москве и других крупных городах вакансии промоутера есть всегда, причём как на постоянной основе, так и для разовых подработок. Оплата сдельная, можно договориться о гибком графике, попросить ежедневные выплаты по количеству розданных листовок.
  • КурьерС развитием интернет-торговли часто требуются курьеры. 16–17-летних охотно берут для доставки пиццы, цветов, подарков, почты, продуктов питания, но условия не самые простые. Занятие требует выносливости и хорошего знания города, поскольку приходится много ходить, ездить на общественном транспорте. Если есть велосипед или скутер, будет намного легче.
  • Уход за пожилыми людьмиТинейджер может выполнять несложные обязанности по хозяйству: убрать квартиру, сходить в магазин, вывезти пожилого человека на прогулку в парк, почитать ему.
  • Озеленение и уборка территорийГородским службам ЖКХ, отвечающим за чистоту и порядок, почти всегда требуются рабочие руки. В обязанности юных помощников входит посадка растений, уход за клумбами, выгребание скошенной травы, подметание дорожек в парке, уборка сломанных веток и сучьев, поддержание чистоты на детских площадках и т. п. Много не заплатят, но работа несложная, на свежем воздухе, в коллективе. В зимние месяцы старшеклассников и студентов колледжей привлекают на расчистку снега.
  • Аниматор Если есть артистический талант, можно поискать должность аниматора в торгово-развлекательных центрах, парках аттракционов, ивент-агентствах, детских летних лагерях. Такое занятие подойдёт активным, коммуникабельным ребятам, с хорошей дикцией, музыкальным слухом, умением двигаться под музыку.Можно и просто раздавать листовки, одевшись в костюм ростовой куклы.
  • Присмотр за животнымиИдеально подходит как разовая подработка. Подростки охотно выгуливают собак, ухаживают за кошками и другими домашними питомцами, пока хозяева в отпуске. Если готовы уделять такой работе больше времени, можно устроиться в приют для бездомных животных.
  • НяняНе составит труда подросткам, имеющим опыт сидения с младшим братом или сестрёнкой. Чаще всего носит разовый характер — забрать из школы, если взрослым некогда, отвести на кружок, посидеть два-три часа вечером. Охотнее на такую работу берут 16–17-летних девушек, но, если вы зарекомендовали себя как ответственный человек, могут доверить ребёнка и более молодой няне.
  • ОфициантС открытием летних площадок в кафе, закусочных, ресторанах фастфуда увеличивается потребность в официантах. Требования к кандидатам простые, опыт и специальные навыки не обязательны, поэтому подростков берут охотно. Оплата небольшая, но есть чаевые.

Как видите, подработка для школьников найдётся всегда, было бы желание. Помимо того, мы здесь не коснулись дистанционной работы в интернете. Всемирная паутина тоже может стать хорошим источником заработка, причём не важно, сколько человеку лет — 18 или 15. Так что дерзайте, и всё получится!

Устроиться на работу и стать более самостоятельным — такое желание подростка похвально. Но не менее важно привить школьнику правильное отношение к деньгам. Подробнее о том, как обучить ребёнка финансовой грамотности, мы рассказывали здесь.

Расскажите друзьям об этом материале:

Источник: https://media.mts.ru/technologies/196910-podrabotka-dlya-shkolnika/

Первая работа до 18 лет? Результаты опроса

Нужно ли работать подросткам

64% опрошенных посоветовали бы своим детям начинать работать уже с 16 лет, а 50% — сами начали зарабатывать еще до наступления совершеннолетия.

В каком возрасте люди начинают работать

50% опрошенных соискателей начали работать в 17 лет и раньше, 43% — в возрасте от 18 до 15 лет. Среди мужчин больше тех, кто начал работать до 18 лет (57% против 44% среди женщин).

Также высокой долей таких респондентов отличаются профобласть «Рабочий персонал», а также регионы Ленинградская область и Чувашская Республика (по 64%). 7% респондентов ещё не начали работать: среди них 20% хотели бы начать работать до наступления 18-летия, 77% — в период с 18 до 25 лет.

Больше половины ещё не начавших работать соискателей утверждают, что их останавливает то, что найти хорошую работу достаточно сложно (56%), и что работу сложно совмещать с учёбой (53%).

Первая работа до 18 лет – советы взрослых

Большинство соискателей (64%) посоветовали бы своим детям начинать работать до 18 лет, 23% — не советовали бы. Интересно, что это не зависит от наличия детей у соискателя (разве что среди тех, у кого нет детей, больше доля затруднившихся с ответом).

74% тех, кто сами начали работать до 18 лет, посоветовали бы своим детям сделать то же самое, а вот среди тех, кто начал работать в возрасте от 18 до 25, доля тех, кто не советовал бы начинать работать до 18, возрастает до 34%.

Те, кто начал впервые работать после 25 лет, в 42% случаях не советовали бы своим детям начинать работать до 18 лет.

В чем преимущества и недостатки раннего трудоустройства

Основной навык, приобретаемый на работе до 18 лет, по мнению 82% соискателей — самостоятельность. Ещё 78% отметили ответственность, 70% — навык общения с людьми. Тайм-менеджмент отметили лишь 27%, а вот финансовую грамотность — почти половина (48%).

Среди преимуществ того, чтобы получить первую работу до 18 лет, соискатели отмечают развитие самостоятельности (73%), появление собственного заработка (62%), повышение ответственности (62%) и другое. 3% не видят в этом никаких преимуществ: выше всего эта доля в автобизнесе (8%), IT и Добыче сырья (по 5%).

Основным же недостатком этого, по мнению соискателей, является сложность совмещения работы с учёбой и потенциальный обман со стороны работодателя (60% и 57% выбрали эти варианты соответственно). Не видят в работе до 18 лет никаких недостатков 10% респондентов: выше всего эта доля среди представителей сферы безопасности (26%) и госслужбы и НКО (23%).

Основным необходимым условием для трудоустройства подростков соискатели считают гибкий график (73%), ограниченное количество рабочих часов в день, а также отсутствие тяжелых физических нагрузок. Официальное оформление отметили как необходимое условие 50% респондентов.

Какая профессия подойдет для раннего трудоустройства

В вопросе, какие профессии наиболее подходят для подростков 14–17 лет, первое место заняла профессия курьера — её выбрали 61% респондентов. 52% отметили как подходящую профессию ассистента / стажера, столько же — расклейщика объявлений.

51% также указали профессию волонтера, как наиболее подходящую для подростков. Интересно, что респонденты младше 18 лет реже выбирали профессию курьера как подходящую, чем более старшие соискатели.

Для них наиболее подходящими показались профессии промоутера и расклейщика объявлений, а также ассистента/стажера и официанта, а профессия курьера оказалась лишь на 5 месте.

У 18% респондентов (которые уже начинали работать) первая работа была в сфере продаж, ещё у 15% — в сфере «Рабочий персонал».

Мужчины чаще в качестве первой работы имели рабочую профессию (19% против 10% у женщин), а женщины, напротив, чаще начинали карьеру в продажах (23% против 12% у мужчин). 12% мужчин начали впервые работать в сфере IT, а вот среди женщин эта доля гораздо ниже — всего 2%.

Также интересно, чем меньше возраст, в котором соискатели начинали работать, тем вероятнее, что эта первая работа была в рабочей сфере (21%).

Основные причины раннего трудоустройства

50% тех, кто начал работать до 18 лет, утверждают, что делали это ради финансовой независимости. 37% хотели накопить деньги на определенную цель, ещё 30% — просто чтобы с пользой занять личное время.

22% хотели таким образом помочь родителям, а для 17% работа была способом себя содержать. Лишь 2% таких соискателей заявили, что пошли работать до 18 лет, потому что их заставили родители.

При это подавляющее большинство респондентов указали, что опыт работы до 18 лет стал для них положительным опытом (89%).

Как была оформлена первая работа

Большинство тех, кто начал работать до 18 лет, на первой работе были трудоустроены неофициально (63%). Однако среди соискателей старшего поколения (от 41 года), таких меньшинство — лишь 31%.

Меньше всего доля тех, чья первая работа была неофициальной — среди тех, кто начинал работать в госсекторе (26%), а также в бухгалтерии и финансах (28%) и медицине (33%).

Выше всего доля неофициального трудоустроенных на первую работу — в маркетинге, рекламе и PR (89%).

Какие проблемы могут возникнуть

56% респондентов, начинавших работать до 18 лет, не сталкивались ни с какими проблемами. 20% заявили, что описание вакансии разошлось с реальностью (38% — в сфере консультирования).

21% — что им не полностью, либо вообще не выплатили зарплату (33% — в сфере безопасности). 19% столкнулись с необходимостью выбора между работой и учёбой (36% — в сфере безопасности).

13% — с негативным отношением со стороны начальства или коллег (23% — в сфере туризма, гостиниц и ресторанов).

Отношение родителей к раннему трудоустройству

В большинстве случаев респонденты заявляли, что их родители положительно отнеслись к их занятости до 18 лет (76%). 16% утверждают, что родители отнеслись к этому нейтрально, и лишь 4% — отрицательно. Выше всего доля тех респондентов, чьи родители были против их первой работы, среди тех, кто начинал в сфере добычи сырья (12%) и консультирования (10%).

На что была потрачена первая зарплата

На свою первую зарплату 41% соискателей (которые начали работать до 18 лет) купили что-то из одежды или гаджетов.

Эта доля отличается только для соискателей от 41 года — среди них 39% отдали первую зарплату родителям, и лишь 26% купили что-то из одежды/гаджетов. 7% ничего не купили на свою первую зарплату, а 10% — вложили её в образование.

18% потратили зарплату на отдых и развлечения: такие соискатели чаще всего начинали работать в маркетинге и рекламе (24%).

Польза для карьеры

35% соискателей, начавших трудовую деятельность до 18 лет, утверждают, что это повлияло на их текущий уровень дохода, причем больше всего таких соискателей — в сфере безопасности (58%), а также в IT (48%).

«Мы видим, что половина опрошенных сами прошли путь раннего трудоустройства и еще больший процент людей советовали бы своим детям начать работать раньше 18 лет.

Все потому, что работа в юном возрасте дает самостоятельность, учит общаться с людьми и вообще повышает шансы на быстрое трудоустройство уже после учебы. Все это несомненно пригодится в будущем, какую бы профессию подросток ни выбрал.

Но по-прежнему сильны страхи и предубеждения, что из-за работы в раннем возрасте не будет хватать времени на учебу, общение со сверстниками или хобби.

Все это меркнет по сравнению с преимуществами, которые подросток может получить от раннего трудоустройства: навыки самоорганизации, ответственности, финансового планирования и коммуникаций с людьми.

При выборе работы для несовершеннолетнего в первую очередь следует обратить внимание на работу с гибким графиком и обязательно официальным трудоустройством, т.к. цифры показывают, что каждый пятый респондент сталкивается с невыплатой заработной платы в начале карьеры. Родители готовы поддерживать своих детей в желании быть самостоятельными и финансово независимыми, и это позитивный тренд», – прокомментировала результаты опроса Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления hh.ru.

Источник: https://hh.ru/article/27860

Стоит ли подростку работать? За и против

Нужно ли работать подросткам

     Не секрет, что сегодня достаточное количество подростков мечтают о подработке в период летних каникул. И тогда перед родителями встает вопрос: стоит ли разрешать подростку работать? При решении этого вопроса стоит учесть, как положительные, так и отрицательные моменты.

     Первое, что стоит учесть – это возраст ребенка. В соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

При соблюдении определенных условий подросток может трудоустроиться и раньше – с письменного согласия родителей и органа опеки и попечительства или в результате успешного освоения программы основного общего образования.

В любом случае очень важно, чтобы заключение трудового договора и соблюдение трудовых отношений между подростком и работодателем контролировалось родителями, поскольку ребенок зачастую не может самостоятельно разобраться в возникающих вопросах правового характера.

     Здесь мы видим важный положительный момент – в ходе трудоустройства подросток повышает свою правовую культуру, учится сознательному отношению к своим правам и обязанностям перед обществом и государством, что расширяет возможности дальнейшей самореализации его личности.

Отрицательным моментом может стать вовлечение ребенка в финансовые пирамиды или незаконные виды деятельности, а также различные виды мошенничества в отношении несовершеннолетнего, что может негативно сказаться на развитии личности подростка, его мировоззрении и социальной активности.

     Второе, на что стоит обратить внимание – это состояние здоровья ребенка.

При официальном трудоустройстве подросток должен пройти обязательный предварительный медицинский осмотр, а продолжительность рабочего времени его ограничена 24 (для работников в возрасте до 16 лет) или 35 (для работников в возрасте от 16 до 18 лет) часами в неделю.

Эти ограничения связаны с тем, что развитие несовершеннолетних до 18 лет не завершено, а их организм отличается повышенной чувствительностью к высоким нагрузкам и неблагоприятным факторам.

     Основными особенностями подросткового возраста являются: повышение активности всех жизненных функций, энергичный рост и физическое развитие. Тело подростка быстро меняется, происходит перестройка эндокринно-вегетативной, сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной систем. Соответственно, изменения затрагивают и нервно-психическую сферу.

В результате, у подростков часто повышена утомляемость, наблюдается неуклюжесть, связанная с быстрым ростом костей скелета и мускулатуры и, особенно, конечностей, в речи проявляется «косноязычие». Эмоциональная сфера подростков очень лабильна, они бывают подвержены как некоторой заторможенности, так и аффективным реакциям, перепадам настроения [1].

     Все вышеуказанные изменения требуют повышенного внимания родителей к подростку, так как в результате всех этих кардинальных физиологических изменений у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, а нагрузки, связанные с работой, могут способствовать повышенной утомляемости, снижению внимательности и отсутствию концентрации, нарушениям сна, сложностей с аппетитом, нестабильному артериальному давлению [10].

     С другой стороны, подросткам необходима физическая активность, поскольку чем меньше двигается подросток, тем хуже у него работает опорно-двигательный аппарат, эндокринная система, желудочно-кишечный тракт, сердце и сосуды, а также мочевыделительная система.

Малоподвижный образ жизни опасен для психологического здоровья. Большая же подвижность подростков оказывает благоприятное воздействие на головной мозг подростка, способствуя развитию умственной деятельности.

Поэтому включение подростка в активные виды деятельности, в том числе и на работе, положительно сказывается на его здоровье, физическом и интеллектуальном развитии.

     Третий и наиболее значимый момент – это выбор ребенком вида трудовой деятельности. Не секрет, что современные старшеклассники либо вообще не знают кем стать в будущем, либо не могут сделать окончательный выбор из уже существующих вариантов.

Особенно ярко эта проблема проявляется в период выбора девятиклассниками своих первых экзаменов. Зачастую ребенок, который так и не смог профессионально самоопределиться к началу 9 класса, пытается оттянуть момент принятия решения и нацеливается на переход в 10 класс.

Такой старшеклассник надеется, что за время обучения в 10-11 классе, он сможет решить вопросы, касающиеся его дальнейшего профессионального и жизненного пути.

     В большинстве случаев эти надежды оказываются не оправданными.

Именно поэтому, в современном понимании, суть деятельности психолога, связанной с профориентацией, заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному выбору, самостоятельному планированию, своевременному изменению и активной реализации своих профессиональных планов и интересов [8].

Выбор подработки или работы подростком является первым шагом на пути к осознанному выбору будущей профессии, особенно если ребенок при выборе ориентируется на свои знания, умения, навыки, задатки и способности.

Поэтому важно, чтобы подросток выбирал себе занятие «по душе», а не ориентируясь на денежную сторону вопроса. Безусловно то, что с позиции дальнейшего жизненного самоопределения, устройство подростка на работу является значимым событием, а в психологическом плане – толчком к развитию осознанности, ответственности и целеустремленности [7].

     Четвертый немаловажный аспект – это внутренняя мотивация подростка, толкающая его к поиску работы.

     Известно, что центральными и специфическими новообразованиями в личности подростка считаются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости – возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребенок, он стремится быть и считаться взрослым.

«Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе [6].  Подростковый период характеризуется все более активными попытками самосовершенствования.

Подросток стремится познать новое, реализовать свой интеллектуальный и личностный потенциал, проявить самостоятельность в выборе и планировании своих занятий. Интенсивно развивается способность осознания и произвольного управления своим мышлением и его операциями.

Детские мечты уходят в прошлое, появляются более или менее рациональные и реалистичные размышления о собственных возможностях, обстоятельствах жизни и собственном будущем [3].

    И эта мотивация, как мы упоминали выше, является двигающей силой развития ребенка, что конечно же является положительным моментом в желании подростка трудоустроиться.

     Но наряду с чувством взрослости Д.Б.Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости — стремление быть, казаться и считаться взрослым.

Если потребность подростка выглядеть в чужих глазах взрослым не удовлетворяется, то она начинает активно влиять на его поведение [4].

Таким образом, подросток может испытывать желание устроиться на работу или найти подработку только лишь потому, что родители и другие окружающие его люди обращаются с ним, как с маленьким.

     В наше время подросток может иметь еще одну мотивацию для участия в трудовой деятельности – это возможность заработать деньги. И он стремится использовать их как средство купли и продажи.

У подростков появляются гордость и ощущение свободы благодаря обладанию деньгами.

Но если для подростков 13-14 лет финансы становятся в первую очередь символом независимости, то с возрастом в представлениях подростков о деньгах заметна большая ориентация на будущее.

     В исследовании Мироновой Т.Ю.

отмечена такая закономерность: чем в большей степени подросток склонен к зависимости от группы, ориентируется на социальное одобрение и следует общественному мнению, тем сильнее развивается тревожность из-за денег и негативное отношение к ним.

Положительному и спокойному отношению к деньгам, что говорит и о более высоком уровне адаптированности в экономической сфере, способствует не высокий интеллект, а повышенная мотивация и наличие не удовлетворенных стремлений [5].

    Другим немаловажным фактором, по всей видимости, служит относительно низкий уровень жизни семей подростков, актуализирующий высокую потребность в деньгах.

В таком случае мотивом будет помощь родителям, находящихся в стесненных материальных условиях.

Такие дети напоминают маленьких взрослых, которые отличаются самостоятельностью и рассудительностью, ответственностью и склонностью к сбережениям, что отличает их от сверстников [9].

     Труд воспринимается подростками как инструмент, необходимость которого определяется только возможностью удовлетворения потребности в деньгах. Получается, что в сравнении с ценностью денег ценность труда ниже.

     Исследования Голубевой Е.В. и Гришачевой Е.А.

показали, что отношение к деньгам подростков, имеющих опыт оплачиваемой трудовой деятельности, в меньшей степени характеризуется конфликтностью, чем отношение к деньгам подростков, не имеющих подобного опыта.

Адекватная возрасту оплачиваемая трудовая деятельность способствует разрешению противоречия между ценностью и доступностью денег, выступает фактором преодоления рисков формирования деформаций в экономическом сознании подрастающего поколения [2].

     Таким образом, деньги, которые подросток заработает могут служить удовлетворению различных потребностей ребенка – как экономического плана, так и внеэкономических, таких как потребность в социальной активности, значимости, развитии и самосовершенствовании.

Соприкосновение с материальной стороной жизни взрослого вызывает у подростка огромный интерес, позволяет ему реально оценить свои возможности и сформировать соответствующую действительности «Я-концепцию», а также приводит к переоценке ценности образования.

     Нередко бывает, что у родителей подростка возникают опасения по поводу трудоустройства их чада.

Вдруг подросток решит, что ему совершенно не нужно учиться, ведь можно уже зарабатывать деньги? Может ли ребенок в таком случае принять решение бросить школу и что с этим делать? На все эти вопросы можно смело ответить отрицательно, так как подростки, имеющие опыт работы, зачастую начинают ценить знания и навыки, которыми они не владеют, и сам процесс образования, поскольку видят вокруг более опытных и компетентных взрослых, заработок которых существенно выше. Работа для подростков зачастую не требует специальных умений и достаточно мало оплачивается для того, чтобы подросток мог почувствовать себя полностью независимым. Поэтому в трудоустройстве ребенка можно найти гораздо больше преимуществ, чем недостатков.

     В заключение всего вышеизложенного материала можно сказать, что положительными моментами летней подработки подростка является: повышение правовой и экономической грамотности, физическая, благоприятно сказывающаяся на здоровье, и социальная активность, повышение собственной значимости, развитие и самосовершенствование личности, а также первые шаги по дороге осознанного профессионального и жизненного самоопределения. Отрицательных же моментов, таких как – вовлечение ребенка в финансовые пирамиды или незаконные виды деятельности, различные виды мошенничества в отношении несовершеннолетнего, переутомление и вред для здоровья – возможно избежать при соответствующем контроле этих аспектов трудовой деятельности подростка родителями.                

  1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. –М.: Медицина, 1988. — 576 с.
  2. Голубева Е.В., Гришачёва Е.А. Конфликтное отношение к деньгам как деформация в экономическом сознании подростков, не имеющих опыта оплачиваемой трудовой деятельности // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-4. – С. 985-988
  3. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350 с.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
  5. Миронова Т.Ю. Некоторые факторы отношения подростков и юношей к деньгам // Известия Саратовского университета, 2012. – Т.2. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып.3.
  6. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. М., 1998. – 488 с.
  7. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007.
  8. Резапкина Г.В. Уроки выбора профессии // Журнал «Школьный психолог», №14, 2006.
  9. Филинкова Е.Б. Отношение старшеклассников к деньгам и способам их зарабатывания // Журнал «Социальная психология и общество», №1, 2010.
  10. Ярцева Д. Ю., Дергунова Г. Е. Влияние малоподвижного образа жизни на состояние здоровья подростков // Молодой ученый. — 2017. — №18. — С. 126-129.

Источник: https://www.b17.ru/article/employment_of_adolescents/

Ранний старт — это инвестиция в будущее или “лишение ребенка детства”? И правда ли, что нынешняя молодежь начинает работать позже, предпочитая “сидеть на шее” у родителей? Разбираемся с эйчарами, психологом и социологом.  

“Я могу, я сам, я взрослый”

Свои первые деньги Настя заработала в шесть лет. Ее мама — художник, и девочка начала лепить и рисовать раньше, чем читать и писать. Она делала фарфоровые фигурки, а потом продавала их вместе с мамой у Центрального дома художника в Москве.

“Все очень удивлялись, что маленький ребенок умеет что-то подобное, — рассказывает она. — Кому-то нравились именно фигурки, кому-то — тот факт, что их делала я”. Денег было не так много, но хватило на плеер — тогда еще кассетный.

Потом была столярная мастерская, потом — работа в видеоотделе известного СМИ, параллельно — учеба на модельера-конструктора и книжного иллюстратора. Иллюстратором Настя работает и сейчас. Не отказывается ни от одного заказа. “Мне стыдно, когда я не работаю, — говорит она.

— Только кажется, что рисовать легко. За 13–14 часов работы я иногда теряю килограмм веса”. Насте 30 лет.

Гульфия с детства хотела доказать родителям, что она взрослая. В шестом-седьмом классе подрабатывала, рисуя на окнах Дедов Морозов и Снегурочек под Новый год. Потом в семье случилась беда: умер дедушка, мама попала в больницу.

Гульфия взяла работу, которую мама делала в магазине родственницы, — стала вести журнал налоговой отчетности.

“А когда я училась в девятом классе, родители открыли цветочный ларек, и я часто заменяла там продавщицу: делала букеты, продавала, вела кассу, даже запирала все сама”, — рассказывает она. Заработки Гульфия копила, к девятому-десятому классу (2003 год) набралось пять тысяч.

“Их у меня попросили родители, я отдала”, — говорит она. Сейчас Гульфие 30, она в декрете, хотя и продолжает работать. Ее дочке год. “Я бы не хотела, чтобы она начала работать так же рано, как я. Пусть учится, ходит в кружки. Всему свое время”, — говорит она.

Такие истории — скорее редкость. По словам руководителя департамента карьеры и профориентации SuperJob Ксении Большаковой, в среднем россияне зарабатывают свои первые деньги в 14 лет.

Это подтверждает исследование “Яндекса”, проведенное специально для ТАСС: по его данным, пользователи чаще всего ищут вакансии для четырнадцатилетних школьников. Как правило, ребята раздают листовки или становятся курьерами, иногда — репетиторами у школьников помладше.

Обычно первая работа начинается и заканчивается с летними каникулами. Как видно из исследования “Яндекса”, каждый май пользователи начинают спрашивать о вакансиях для подростков в шесть раз больше обыкновенного.

Мало кто рано начинает заниматься тем, что в будущем станет его профессией, или работает там, где есть экономическая ответственность. Но, как говорит кандидат психологических наук, доцент МГПУ Лариса Овчаренко, само по себе желание работать для подростка нормально.

“Уже в 12–13 лет ребенок хочет доказать: “Я могу, я сам, я взрослый, я имею возможность принимать свои решения, — объясняет она. — Хотя иногда его к этому подталкивают родители: “Иди зарабатывай, чтобы понимать, что деньги не просто так лежат в тумбочке — подошел и взял”.

Знания vs скилы

Один из главных аргументов против работы подростков такой: работать по своей будущей специальности он все равно не сможет (большинство ее еще не выбрали, а у тех, кто выбрал, нет квалификации), а в знаниях в сравнении со сверстниками потеряет.

Лучше бы книжки читал. “Теория “надо добрать все школьные и университетские знания” устарела, — отвечает на это Ксения Большакова. — Подработки помогают пощупать нашу жизнь изнутри”.

К тому же подработки подростков — это обычно именно подработки, а не восьмичасовой трудовой день.

Но есть ли смысл пробовать на себе работу курьера, если хочешь быть юристом? Как ни странно, да.

Как объясняет руководитель молодежного направления HeadHunter Ирина Святицкая, хотя юристом школьник работать не сможет, он может устроиться курьером в юридическую компанию — и увидеть, чем ее сотрудники занимаются каждый день.

Но даже если подросток кричит “свободная касса” или раздает листовки, это когда-нибудь может ему профессионально помочь. “Поставьте себя на место работодателя. К вам приходят два выпускника одного и того же вуза.

Но один только учился, а второй подрабатывал и официантом, и курьером, и несколько групп вел в соцсетях, — говорит Святицкая. — Кого вы выберете? Того, кто уже знает, что такое ответственность и рабочий график и как зарабатываются деньги”. Ксения Большакова с этим согласна: “Любая практика, любые скилы, которые человек приобретает, — это плюсы для работодателя”.

“В 17 я подрабатывала курьером, потом лаборантом, а затем оператором в фотолаборатории — тогда они были на каждом углу. Я проявляла пленки и печатала снимки. Все деньги складывала в копилку, и так у меня появился первый фотоаппарат. Сейчас фотограф — это одна из моих профессий”.

Инфантилизм или новые ценности?

“В 1990-м родители подрабатывали, рассылая медицинские брошюры. Они предложили мне заполнять почтовые карточки и платили за это. Деньги я тратил на книги. Мне было десять лет…”

“В 14 лет я работал в кафе посудомойщиком. А в 17, году в 93-м, пошел копать могилы”.

“В мои 14 подруга взяла меня подсобным рабочим на рынок — фасовать крупу в мешочки. Ей самой было 17, иногда она платила мне продуктами, иногда — небольшими деньгами. Это был конец 90-х”.

В 90-е годы подростки и студенты нередко работали даже не ради карманных денег, а чтобы помочь семье. Сегодня это встречается реже. По мнению руководителя департамента карьеры и профориентации SuperJob Ксении Большаковой, поколение нынешних 20-летних начинает работать позже, чем поколение их родителей.

“Наша компания сотрудничает со многими вузами Москвы — мы бесплатно проводим семинары и мастер-классы, — рассказывает она. — В одном из вузов дети рассказали дома о занятиях, и родители звонили в деканат жаловаться, что мы заставляем их деток учиться составлять резюме. Инфантилизм у нас процветает”.

“Я задолбался слышать странное словосочетание “инфантилизация общества”, — говорит, в свою очередь, кандидат социологических наук, директор Центра социологических исследований РАНХиГС Виктор Вахштайн.

— Якобы новое поколение — инфантильное и хочет заниматься хобби в интернете вместо того чтобы вставать к станку”. По его словам, у нынешних 20-летних просто другие ценности. И стратегии тоже другие. В 90-е люди рано начинали подрабатывать, чтобы прокормиться.

В нулевые старались пораньше начать работать по специальности, чтобы сделать лучшую карьеру. Сейчас, по его словам, все меньше студентов работают, предпочитая выжимать максимум из учебы.

Хотя Ирина Святицкая с этим не согласна: “Не могу сказать, что сейчас школьники и студенты начинают позже работать. И я уверена, что чем дальше, тем раньше люди будут начинать зарабатывать деньги”. 

“Моей дочери 20, и я считаю, что пора начинать хотя бы подрабатывать. Она никогда нигде не работала. Только учится”.

“Я начала работать на пятом курсе университета, мне было почти 22. В 14 мне это и в голову не приходило. Примерно так: разве работа для детей? Всегда же можно у мамы денег попросить”.

“Если человек не работает и не хочет работать в возрасте 20+, то это все-таки звоночек об инфантильности, — говорит психолог Лариса Овчаренко.

— Конечно, хорошо, когда мама с папой все дали, но все-таки в норме человек к этому возрасту уже должен хотеть самостоятельной жизни”. Но даже если и так, Виктор Вахштайн просит не делать из этого выводов обо всем поколении.

По его словам, различия между двумя ровесниками всегда сильнее, чем различия между отцами и детьми.

“Разница между 20-летним человеком, выросшим в Москве в районе Патриарших прудов, и его ровесником, выросшим в районе Уралвагонзавода, куда больше, чем разница между ними и 30-летними”, — говорит он. В этом примере раньше начнет работать тот, кто вырос в районе Уралвагонзавода, — и его жизнь, скорее всего, будет похожа на жизнь, которую ведут его родители.

Травма vs инвестиция

“В 16 лет я пошла работать в общепит, хотя карманные деньги у меня были. Мне казалось, что все уже работали где-то, а я одна нет. Хотя на самом деле в то время только две мои подружки работали, но мне казалось, что это — “все”.

“Мне было 15, родители давали мне деньги, но иногда комментировали мои траты или спрашивали, на что я потрачу деньги. А меня это раздражало, потому что иногда деньги шли на сигареты или татуировку. Я пошла работать официанткой”.

Как говорит психолог Лариса Овчаренко, мотив “друг пошел работать, а я заодно” — характерный и абсолютно нормальный. Так же, как желание помочь семье или ощутить себя самостоятельным.

Совсем другое дело — если родители “выгоняют” ребенка работать или провоцируют его на это, не давая карманных денег.

Собственно, от этого и зависит, станет ли работа какой-то травмой и “лишением детства” или, наоборот, толчком к развитию.

Но, как считают эйчары, в обоих случаях ранний старт — это инвестиция в будущую карьеру. Ксения Большакова и Ирина Святицкая уверены: большинство успешных в карьере людей начинали работать подростками.

“Человек без опыта если и устроится на работу, то начнет с меньших денег, чем его более опытный ровесник”, — говорит Большакова.

То есть, трудясь с ранних лет на грошовых работах, люди, по сути, зарабатывают не деньги, а возможность раньше начать зарабатывать хорошие деньги.

Бэлла Волкова, Габриэла Чалабова

Источник: https://tass.ru/obschestvo/6630199

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.