Нормы предоставления жилья детям сиротам

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

Нормы предоставления жилья детям сиротам
Принят Государственной Думой 17 июля 2018 годаОдобрен Советом Федерации 24 июля 2018 года

Внести в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2004, N 35, ст. 3607; 2012, N 10, ст. 1163; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

1) в пункте 1:

а) абзац второй после слов “в абзаце первом настоящего пункта,” дополнить словами “по их заявлению в письменной форме”;

б) в абзаце третьем слова “учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях” заменить словами “медицинских организациях и иных организациях”, после слов “профессионального образования,” дополнить словами “профессионального обучения,”;

2) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

“2.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

3.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.”;

3) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.”;

4) подпункт 2 пункта 4 изложить в следующей редакции:

“2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;”;

5) пункт 6 изложить в следующей редакции:

“6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.”;

6) пункт 7 дополнить предложением следующего содержания: “Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме.”.

Статья 2

Пункт 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст.

17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст.

6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст.

4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст.

5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87; N 7, ст. 972, 975; N 17, ст. 2425; N 24, ст.

3414) дополнить подпунктом 143 следующего содержания:

“143) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;”.

Статья 3

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2012, N 10, ст. 1163; N 31, ст. 4322; 2018, N 1, ст. 72) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 72 дополнить предложением следующего содержания: “В случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетним (несовершеннолетними) и гражданами, лишенными в отношении этих несовершеннолетних родительских прав, иными совместно проживающими с несовершеннолетним (несовершеннолетними) лицами, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних.”;

2) в статье 90:

а) слова “Если наниматель” заменить словами “1. Если наниматель”;

б) дополнить частью 2 следующего содержания:

“2.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выселение этих граждан в судебном порядке по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора в другое жилое помещение по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.”;

3) часть 2 статьи 91 изложить в следующей редакции:

“2.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, такие граждане по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.”;

4) в статье 101:

а) часть 3 после слов “3. Договор найма специализированного жилого помещения” дополнить словами “, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 981 настоящего Кодекса,”;

б) дополнить частью 4 следующего содержания:

“4.

Договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:

1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг;

2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;

3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

4) использования жилого помещения не по назначению.”;

5) часть 5 статьи 103 изложить в следующей редакции:

“5.

При расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.”;

6) статью 1091 дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:

“3. В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.

4.

В случае смерти лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.”.

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51; 2016, N 27, ст. 4253, 4298; 2018, N 1, ст. 88) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 83 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

“11) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.”;

2) часть 2 статьи 831 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

“7) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.”.

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Источник: https://rg.ru/2018/08/01/sirot-dok.html

Жилье детям сиротам: новый закон и норма предоставления

Нормы предоставления жилья детям сиротам

Одной из социальных гарантий, которые предоставляются государством малоимущим гражданам, является обеспечение их жильем. Такое жилье предоставляется им на определенный срок и на очень выгодных льготных условиях.

Среди прочих претендовать на него могут дети-сироты, забота о которых практически полностью является обязанностью государства. Условия и процедуру получения жилья стоит рассмотреть более подробно.

Категории сирот, которые имеют право на жилье

Статус данных граждан определен в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 1 этого закона, к рассматриваемой категории лиц относятся несовершеннолетние дети:

  • сироты — у которых умерли оба или единственный родитель;
  • оставшиеся без попечения родителей — обоих или единственного из них.

Считается, что попечение детей отсутствует в том случае, если родители:

  • отсутствуют;
  • лишены родительских прав или ограничены в них;
  • отказываются забирать детей из госучреждений (воспитательных, медицинских);
  • уклоняются от своих обязанностей как по воспитанию детей, так и по защите их прав и интересов;
  • находятся в СИЗО;
  • объявлены умершими;
  • считаются безвестно пропавшими;
  • пребывают в лечебных учреждениях;
  • признаны недееспособными (или ограниченно дееспособными);
  • лишены свободы и отбывают наказание;
  • в других предусмотренных законом случаях.

Также право на получение жилья имеют совершеннолетние лица до 23 лет, которые лишились родителей, будучи в возрасте до 18 лет и, в соответствии с законом, имеют право на получение государственной социальной поддержки (например, если они еще получают образование).

Однако некоторые из указанных граждан не имеют права на социальное жилье, если они:

  1. владеют недвижимостью на правах собственности или социального найма;
  2. имеют право проживания в жилом помещении (например, прописаны там).

Случаи, когда поселение считается невозможным

Как уже отмечалось, при наличии у детей прав на другое жилье возможность получить место в доме системы социального обслуживания населения им не предоставляется. Исключением являются ситуации, когда реализация данного права (то есть проживание в квартире или доме) невозможна по определенным причинам. Например, к данным причинам можно отнести такие факторы, как:

  • проживание в квартире или доме родителей ребенка, которые были в судебном порядке лишены прав на него;
  • несоответствие площади помещения норме проживания, установленной для одного человека, особенно если в результате вселения ребенка она еще больше уменьшится;
  • проживание в квартире или доме лиц, страдающих тяжкой формой хронических заболеваний (на законодательном уровне закреплен список болезней, наличие которых у жильца делает невозможным проживание с ним других людей).
  • непригодность жилого помещения для проживания в нем на постоянной основе или его несоответствие установленным требованиям и нормам (техническим, гигиеническим или санитарным);
  • наличие у ребенка тяжелых хронических заболеваний.

В этом случае сирота должен при подаче заявления на получение жилья предоставить также в соответствующий орган документы, подтверждающие факт невозможности проживания на имеющейся у него жилплощади.

Изменения в законодательстве

Несколько лет назад порядок получения сиротами жилья был несколько иным.

В частности, раньше они имели право на его получение сразу же после окончания учебного заведения, оставления приемной семьи или детского дома, завершения службы в армии и т. п.

Такой вариант, однако, приводил к тому, что в большинстве случаев дети лишались прав на полученные комнаты и квартиры по различным причинам: неопытность, незнание законодательства, мошенничество третьих лиц и т. п. Поскольку они обладали на недвижимость правами собственности, помешать таким сделкам государство было не в состоянии.

Во избежание подобных ситуаций в 2012 году был разработан новый законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (№ 589209-5), вступивший в силу с 01.01.2013 г. В частности, был изменен вид договора, по которому теперь предоставляется жилье: вместо социального найма специализированный.

Данный вид сделки исключает такие операции с недвижимостью, как:

  • приватизация;
  • обмен;
  • сдача в поднаем.

Срок действия договора с подобными условиями и ограничениями составляет 5 лет. После окончания этого срока жилье переходит владельцу на правах социального найма. В качестве альтернативы ему могут предложить другое помещение, однако его характеристики должны быть не хуже, чем у прежнего.

Порядок действий и необходимый для получения жилья возраст

Списки лиц, которые вправе претендовать на льготное жилье, формируются органами опеки и попечительства по месту их проживания или выявления. Далее эти списки передаются в орган исполнительной власти.

Перед началом процедуры оформления документов на получение жилья необходимо проверить наличие своей фамилии в данных списках. Это можно сделать, обратившись в органы опеки и попечительства. Стоит учесть, что в этот список включаются дети, которые достигли возраста 14 лет.

В общих случаях право на получение жилого помещения возникает у сирот по достижению ими совершеннолетия, поскольку при этом у них возникает полная дееспособность. Однако это может произойти и раньше, при наступлении определенных событий:

  • вступление в официальный брак;
  • трудоустройство на работу (или начало осуществления предпринимательской деятельности).

При этом ему нужно будет предоставить, кроме общего пакета документов, еще и дополнительные:

  • свидетельство о браке;
  • трудовую книжку;
  • свидетельство о госрегистрации ИП.

Конкретный вид документа зависит от того, какое именно событие привело к получению полной дееспособности.

Сироты, которым уже исполнилось 18 лет, могут обратиться в органы опеки и попечительства с заявлением о внесении себя в данный список.

Стоит учесть, что сделать это можно только до того момента, как они достигнут возраста 23 лет. Для этого необходимо приложить к заявлению копии следующих документов:

  • свидетельства о рождении;
  • паспорта гражданина РФ (копия);
  • документов, которые подтверждают отсутствие родительской опеки или попечительства.

К последним документам могут относиться:

  • свидетельства о смерти родителей;
  • принятое судом решение о лишении родительских прав;
  • постановление об установлении попечительства или опеки и т. п.

Точный перечень документов может зависеть от требований конкретного субъекта РФ.

Например, также могут понадобиться документы, подтверждающие:

  • отсутствие жилплощади;
  • окончание учебного заведения;
  • завершение профобучения;
  • наличие детей (свидетельства об их рождении) и т. п.

Поэтому этот вопрос лучше заранее уточнить в соответствующем органе. Срок рассмотрения поданного заявления составляет:

  • 10 дней — в общих случаях;
  • 40 дней — в том случае, если требуется проверка невозможности проживания ребенка на имеющейся у него жилплощади.

Описание жилого помещения

В отношении жилья, которое может быть предоставлено ребенку-сироте, в законодательстве также предусмотрен ряд требований. В частности, к ним относятся такие условия:

  1. Месторасположение. Квартира или дом должны находиться в том населенном пункте, где ребенок до этого проживал или находился под опекой.
  2. Состояние помещения. Оно не должно быть ветхим или находиться в аварийном состоянии, представляя угрозу для жизни и здоровья ребенка. Также жилье не должно быть расположено в полуподвальном или цокольном этаже.
  3. Наличие определенных коммуникаций. В частности, в квартире или доме должно иметься водоснабжение, водоотведение и электричество.
  4. Соблюдение установленной нормы площади. Данная норма для социального жилья рассчитывается и определяется органами местного самоуправления и зависит от того, сколько лиц будет проживать в квартире. В большинстве случаев она такая же, как и для случаев с договорами социального найма.

Также стоит учесть, что предоставляться должна отдельная квартира или дом. Что касается комнаты в коммунальной квартире или койко-места, то такой вид жилья сироте предлагаться не может.

Эти изменения направлены, прежде всего, на защиту интересов самих владельцев жилья. Кроме этого, также улучшились требования к помещениям: теперь они обязательно должны быть отдельными и благоустроенными в соответствии с определенными критериями.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/arenda/najm/zhile-detyam-sirotam.html

Фан выяснил, как детям-сиротам получить положенное им государством социальное жилье

Нормы предоставления жилья детям сиротам

На территории Российской Федерации проживает большое количество детей, оставшихся без попечения родителей.

Они получают от государства не только льготы и денежную поддержку, но также могут, достигнув совершеннолетия, стать обладателями социального жилья.

В беседе с корреспондентом ФАН юрист Евгений Барыкин рассказал, какие с последним могут возникнуть проблемы, и подсказал возможные пути их решения.

«Дети-сироты по определению относятся к социально незащищенной категории граждан. В связи с этим проблема обеспеченности жильем для них остра, и город Курск – не исключение», — отмечает специалист.

По его словам, законодательство выстроено таким образом, что реализовывать программу по предоставлению жилья социально незащищенным категориям граждан вправе именно субъекты Российской Федерации, а не частные лица. Он объясняет, что это связано с публичным бюджетным обязательством.

«На сегодняшний день основные проблемы, возникающие на пути к получению жилья, связаны с несвоевременной или неполной подачей документов в уполномоченный орган региона, а также со случаями предоставления помещений, не отвечающих требованиям и нормам», — добавил собеседник Федерального агентства новостей.

Евгений Барыкин объясняет, что право на бесплатное предоставление благоустроенного жилого помещения предусмотрено Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищным кодексом РФ. Оно сохраняется до момента фактического обеспечения ребенка жильем и после достижения возраста 18 лет.

Эксперт рассказывает, что, как правило, до 18-летнего возраста дети, оставшиеся без родителей, проживают в специализированном образовательном учреждении, которое выполняет функции опекуна (до 14 лет) и попечителя (с 14 до 18 лет). По достижении 14 лет ребенок включается в региональный список сирот, подлежащих обеспечению жильем, который ведет Комитет социального обеспечения Курской области.

«В каждом регионе приняты законы о предоставлении жилых помещений детям-сиротам.

В Курской области жилье детям-сиротам предоставляется на основании Закона Курской области «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области» (статья 5.1).

Также действует специальный Закон Курской области о порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», — отмечает специалист.

По достижении 18 лет, а также в случае приобретения полной дееспособности, сироты вправе досрочно обратиться с соответствующим заявлением в Комитет социального обеспечения Курской области, занимающийся вопросами региональных списков.

Закон Курской области о порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, называет перечень документов:

  • копия паспорта;
  • справка органа опеки и попечительства о правовом статусе ребенка-сироты;
  • справка с места жительства на момент установления правового статуса ребенка-сироты и на момент представления документов с указанием оснований проживания, общей площади жилого помещения, а также лиц, совместно проживающих с ребенком-сиротой;
  • документы о наличии (или отсутствии) у ребенка-сироты в собственности жилых помещений в каком-либо населенном пункте России из Росреестра и Бюро технической инвентаризации;
  • копия решения суда о полной дееспособности, либо решение органа опеки и попечительства, либо копия свидетельства о браке (в случае приобретения полной дееспособности до 18 летнего возраста) — при наличии.

По словам эксперта, юридической основой для предоставления ребенку-сироте жилого помещения является его включение в региональный список. Поэтому основное действие на пути к реализации права на получение бесплатного жилья — отслеживание своевременности включения в этот список.

Он отмечает, что заявление о включении ребенка в этот список может подаваться от его имени учреждением, выполняющим функции его попечителя.

«Однако во всех случаях важно отслеживать своевременность подачи всех документов в Комитет социального обеспечения. Заявителем и лицом, имеющим охраняемый законом интерес, является именно ребенок-сирота», — объясняет специалист.

Евгений Барыкин добавил, что жилье предоставляется однократно из специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры или части частного дома.

По его словам, отказ учреждения от подачи документов для включения в региональный список может быть обжалован в суд.

Кроме того, в этом случае целесообразно направить письменные обращения с подробным объяснением ситуации в органы контроля и надзора — в прокуратуру, в Комитет социального обеспечения Курской области, а также Уполномоченному по правам ребенка Курской области.

«Не менее сложная ситуация возникает в случае предоставления жилого помещения, не отвечающего требованиям и нормам.

В этом случае необходимо установление всех обстоятельств в суде, где необходимо доказать несоответствие жилого помещения требованиям жилищного законодательства, техническим и санитарным нормам и правилам, непригодность помещения для проживания, например, несоответствие температурного режима, вентиляции, освещения и так далее», — рассказывает собеседник ФАН.

По его словам, для установления этих обстоятельств требуется назначение судебной экспертизы.

Также сироты имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», которая оказывается государственными органами и организациями, включенными в систему оказания правовой помощи. Это может быть реализовано разными способами.

Например, как отмечает специалист, возможно привлечение частных юридических консультантов путем принятия программ по возмещению их расходов на оказание такой правовой помощи. Он добавляет, что это достаточно трудоемкий процесс, нередко требующий участия в заседаниях вышестоящих судов, находящихся в других регионах.

«Возможен и другой путь — развитие системы грантов, направляемых на финансирование работы юристов по представлению прав и законных интересов детей-сирот. Грантовая система финансирования позволяет на конкурсной и конкурентной основе выбрать наиболее подходящие проекты», — поделился юрист.

По его словам, отдельной мерой можно считать развитие некоммерческого сектора, а именно фондов и других общественных организаций, оказывающих комплексную правовую помощь.

«Преимущество такого фонда в регионах, обеспечивающих реализацию и защиту прав именно детей-сирот, в том, что они могут аккумулировать не только государственные средства, но и пожертвования частных лиц», — заключил Евгений Барыкин.

Ранее ФАН сообщал, что в Рыльской ЦРБ пациенты вынуждены покупать за свои деньги лекарства для лечения. Эксперт рассказал, как вести себя в случае не предоставления медицинских услуг.

Источник: https://riafan.ru/1390826-fan-vyyasnil-kak-detyam-sirotam-poluchit-polozhennoe-im-gosudarstvom-socialnoe-zhile

Предоставление жилья детям сиротам

Нормы предоставления жилья детям сиротам

В РФ проживает немало граждан со статусом дети-сироты. Многие из них получают пособия и льготы, а кто-то может получить от государства квартиры сиротам. Чтобы воспользоваться данной госпомощью, необходимо знать по какой схеме производится предоставление жилья детям сиротам.

Условия предоставления жилья детям-сиротам

Требования и условия предоставления жилой площади детям-сиротам регламентированы такими законодательными актами:

  • Федеральный закон №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…», в котором содержатся государственные гарантии в сфере социального обеспечения детей-сирот и тех несовершеннолетних лиц, которые остались без попечения родителей;
  • статьями 54 и 123 Семейного кодекса РФ;
  • статьей 292 Гражданского кодекса РФ.

Согласно вышеперечисленных законодательных актов, дети-сироты могут рассчитывать на получение социального жилья от государства только при соблюдении следующих условий:

  • претендент на получение государственного обеспечения не должен иметь выделенного жилья, которое ему досталось от родственников или по договору найма;
  • сирота не должен являться собственником социального имущества, полученное ранее по договору найма;
  • на момент обращения в компетентные социальные органы сироты должны проживать в таких условиях, которые по закону признаются неприемлемыми.

Кроме вышеперечисленных условий, которые необходимы для реализации ребенком-сиротой права на получение социального жилья, одним из основных критериев считается такое понятие, как «невозможность проживать в нынешнем помещении». Невозможность проживания признается таковой только при наличии следующих условий:

  • вместе с ребенком, который остался без попечения родителей, на одной площади проживают члены семьи, что имеют тяжелые хронические заболевания;
  • на одной площади с сиротой проживают люди, лишенные родительских прав;
  • помещение, в котором проживает ребенок-сирота, официально признано нежилым и непригодным для жизни;
  • жилплощадь не соответствует санитарным нормам, которые прописаны в Жилищном кодексе РФ;
  • претендент на получение социального жилья уже обеспечен жилплощадью, которая по квадратуре значительно меньше той, что полагается по законодательству РФ – 18 кв. метров на одного человека, но в разных регионах РФ этот норматив может отличаться.

Если ссылаться на статью 8 Закона №159, установленной нормы жилой площади, которую необходимо выделить сироте, не установлено, а лишь сказано, что в каждом муниципальном образовании по договору социального найма устанавливаются индивидуальные размеры жилой площади.

Обратите внимание! Все условия должны быть подтверждены документально, поэтому при написании и подаче заявления претендент на получение жилья должен предоставить все подтверждающие документы.

Что касается условий самого жилья, то они должны отвечать таким требованиям:

  • в качестве социального жилья не могут быть предоставлены части коммунальной квартиры – жилплощадь для детей-сирот или граждан, что остались без попечения родителей, должна быть отдельной;
  • в жилом помещении обязательно должна быть вода, газ, электричество, отопление и другие коммунальные блага.

Также по закону, месторасположение социального жилья должно быть в том же регионе, где прописан претендент на него. В случае отсутствия официальной регистрации сироты, жилплощадь должна быть предоставляться там, где он находится под опекой.

Кому положено жилье от государства

Сироты и несовершеннолетние дети, лишенные родительского попечения, обеспечиваются жильем муниципалитетами. Жилплощадь выдается из социального фонда, если он имеется. В случае его отсутствия сироты получают сертификат на целевые средства, потратить которые можно только на покупку жилья.

Механизм обеспечения социальным жильем данной категории граждан претерпел законодательные изменения, но получатели государственной помощи остались неизменными. Так, в 2019 году получать жилье от государства будут следующие категории граждан:

  • сирота или ребенок, лишенные родительской опеки и которые достигли совершеннолетия;
  • сироты, которые стали дееспособными раньше наступления 18 лет;
  • дети-сироты, которые получили профессиональное техническое образование или вернулись с армейской службы;
  • сироты, отбывавшие срок в колонии для несовершеннолетних или местах лишения свободы.

Обратите внимание! Претендент, который хочет получить решение жилищной проблемы от государства, должен заявить о своем желании официально. Возраст гражданина должен быть в пределах от 18 до 23 лет.

Все критерии – возраст, лишение опеки и официальное заявление претендента одинаково важны. И если не соблюсти хотя бы один из них, то государство снимает с себя ответственность в разрешение жилищной проблемы ребенка-сироты. И это будет законным актом.

Сирота будет стоять в очереди даже после наступления им 23 лет – до момента получения его законного права. Снять его с очереди по закону можно только в следующих случаях:

  • получение отдельной квартиры или дома;
  • получение сертификата на целевое приобретение жилья.

На практике встречались случаи, когда сироты получали квартиру или дом в возрасте 45-50 лет.

Прежде чем сирота получит социальное жилье, государственные органы тщательно проверяют:

  • есть ли у претендента в собственности жилье или его доли;
  • есть ли у граждан, проживающих совместно с сиротой, жилое помещение, которое передано по договору найма;
  • есть ли у его родственников квартира или дом;
  • нынешние условия проживания ребенка-сироты.

Обратите внимание! Если у сироты на момент обращения в муниципалитет есть жилье, это не означает, что ему откажут в постановке в очередь. Квартира или дом должны соответствовать нормативной площади, что установлена в регионе, а также тем санитарным нормам, которые прописаны в Жилищном кодексе РФ.

Как происходит предоставление жилья детям-сиротам

Ранее в Жилищном кодексе РФ было сказано, что дети-сироты должны получить социальное жилье от государства вне очереди по договору найма. Но сейчас условия несколько изменились – каждый ребенок обязан стать в очередь в период от 18 до 23 лет.

Порядок предоставления жилья детям-сиротам регламентирован Федеральным законом №159З и региональными законодательными актами.

По закону, оно должно быть предоставлено до момента наступления сиротой 23-летнего возраста или до того момента, когда он станет полностью дееспособным.

Проще говоря, сирота, который получил высшее образование или демобилизовался, уже должен иметь собственную жилплощадь.

В России с 2013 года дети-сироты получают социальное жилье только по договору найма. В документе содержатся условия передачи жилого помещения за определенную плату, а также обязанности обеих сторон. В договоре обязательно должны быть прописаны все члены семьи нанимателя.

Договор найма оформляется письменно и должен быть заключен в течение месяца после подписания смотрового талона. Те помещения, которые находятся в жилом фонде, должны использоваться только для личного проживания детей-сирот. Сдавать в аренду, дарить, продавать и приватизировать социальное жилье запрещено законом. Поэтому какие-либо махинации со стороны чиновников полностью исключены.

Наниматель должен оплачивать коммунальные услуги. Договор заключается на определенный срок, но детям-сиротам его часто пролонгируют. Сироты получают только те помещения, которые соответствуют санитарным и техническим нормам, поэтому предоставления жилья, которое находится в аварийном состоянии, запрещено законом.

Обратите внимание! Социальное жилье получить вне очереди невозможно. После окончания 5-летнего срока действия договора найма квартира может перейти в бессрочное пользование сиротой.

Пропускать срок постановки в очередь нельзя. Если ребенок-сирота не использует свое право на социальное жилье до 23 лет, то он его потеряет.

Перечень документов, порядок их предоставления

Поскольку обеспечение сирот социальным жильем является компетенцией регионов, они разрабатывают порядок работы с этой категорией самостоятельно. В первую очередь сирота обращается в органы опеки и попечительства с таким пакетом документов:

  • Заявление от имени ребенка-сироты.
  • Паспорт или документ, подтверждающий личность. Кроме этого обязательно нужно сделать ксерокопию страницы с пропиской.
  • Документ, который подтверждает статус сироты или лишения родительского попечения.
  • Документ, который подтверждает, что у претендента нет в собственности жилплощади.
  • Если есть, то свидетельство о заключении брака или свидетельство о рождении ребенка.
  • Оригинал справки о составе семьи.
  • Документ, который подтверждает: нахождение в сиротском учреждении; прохождение военной службы; отбытие срока в исправительной колонии; нахождение в специализированном санатории или медицинском учреждении.
  • Если сирота стоит на учете в центре занятости или же официально трудоустроен, необходимо предоставить соответствующую справку.

Обратите внимание! Это основной пакет документов, но в разных регионах он может отличаться. Главное условие – иметь при себе оригиналы документов.

Есть ситуации, когда от претендента на социальное жилье могут потребоваться дополнительные документы:

  • Если он проживает с родителями, которые лишены родительских прав, то необходимо предоставить решение суда. Его можно взять в органах опеки и попечительства в том регионе, где пребывала семья во время судопроизводства.
  • В случае несоответствия жилья техническим и санитарным нормам, необходимо взять справку в муниципалитете.
  • В случае болезни родственника, необходимо взять справку в медучреждении.
  • Если для проживания доля имущества слишком мала, нужно взять подтверждающий документ о собственности, в котором указывается жилая площадь и все владельцы.

Если говорить о порядке предоставления документов на получение жилья, то он таков:

  • Сирота берет справку в учебном, исправительном учреждении в случае отбывания срока или военкомате об окончании армейской службы.
  • Пишет заявление с указанием актуальных условий проживания.
  • Собирает все необходимые документы и подает их в органы местного самоуправления, занимающиеся предоставлением социального жилья данной категории населения.
  • По месту проживания сирота должен предоставить копию заявления в органы опеки и попечительства.
  • Дожидается результата рассмотрения заявки, который по закону не должен превышать одного месяца.
  • После этого необходимо подписать договор найма, а спустя 5 лет перезаключить. Получить право на бессрочное пользование жильем можно только в том случае, если наниматель осуществлял коммунальные платежи без задержек. 

Что делать в случае отказа

Если в органах опеки и попечительств отказываются оказывать помощь, на них можно пожаловаться:

  • руководству в местной администрации;
  • в министерство данного региона;
  • в прокуратуру.

В компетенцию прокуратуры входит надзор за деятельностью исполнительных властей, поэтому они пристально контролируют, чтобы дети-сироты были обеспечены всем, что им полагается по закону.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cebca8e07e67400b27e546e/predostavlenie-jilia-detiam-sirotam-5cf6303b74e9b800af36f7d4

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.