Что будет за незаконный лов

Содержание

Постановление Пленума ВС об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов

Что будет за незаконный лов

Обсудив результаты обобщения практики применения судами законодательства об ответственности за преступления, предусмотренные статьями 253 и 256 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что судами в основном соблюдаются требования законодательства и учитываются разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 года N 14 “О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения”.

Вместе с тем имеются случаи неправильного применения законодательства, что приводит к судебным ошибкам. Суды неодинаково квалифицируют действия лиц, совершивших незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением самоходного транспортного плавающего средства, запрещенных орудий лова, а также иных способов массового истребления водных животных и растений.

По-разному судами решаются вопросы о конфискации транспортных плавающих средств и иных орудий совершения незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в том числе при исследовании, поиске, разведке, разработке природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимых без соответствующего разрешения.

Нуждается в уточнении содержание некоторых понятий, используемых в нормах об уголовной ответственности за деяния в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

В целях дальнейшего совершенствования деятельности судов по применению экологического законодательства Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет:

1. Обратить внимание судов на то, что рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В связи с этим судам для обеспечения правильного применения законодательства при рассмотрении уголовных дел в каждом конкретном случае необходимо устанавливать и отражать в приговоре, какие правовые нормы были нарушены в результате совершения преступления.

Решая вопрос о законности или незаконности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, судам следует учитывать законодательство Российской Федерации и положения действующих для Российской Федерации международных договоров.

Если международные договоры Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов устанавливают иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, применяются правила этих международных договоров.

2.

Разъяснить судам, что уголовная ответственность по части 2 статьи 253 УК РФ за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации наступает в случаях, когда такие деяния совершены без обращения в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти за получением разрешения (лицензии) или после подачи заявки на лицензирование, но без получения разрешения (лицензии) или при отказе в лицензировании либо после получения положительного ответа о лицензировании, но до регистрации лицензии, либо после истечения срока действия лицензии, или после выбора указанной в разрешении (лицензии) квоты.

При определении понятия “исключительная экономическая зона Российской Федерации” необходимо учитывать положения статьи 1 Федерального закона “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации”, а при определении понятия “континентальный шельф Российской Федерации” – положения статьи 1 Федерального закона “О континентальном шельфе Российской Федерации”.

Вылов водных биологических ресурсов, совершенный в целях научно-исследовательских работ, поиска и разработки природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации без специального разрешения, полностью охватывается частью 2 статьи 253 УК РФ, если лицом не осуществлялась незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов при наличии признаков, предусмотренных в частях 1 и 3 статьи 256 УК РФ. Уголовная ответственность в таких случаях, при наличии к тому оснований, наступает по соответствующим частям статьи 256 УК РФ.

3.

Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов (статья 256 УК РФ) судам следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо, когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба.

Судам в каждом случае необходимо устанавливать и отражать в приговоре, в чем конкретно выразились незаконная добыча (вылов) или способ вылова водных биологических ресурсов с указанием нормы федерального закона, других нормативных правовых актов, регулирующих осуществление рыболовства, которые были нарушены.

4.

При отнесении ущерба, причиненного незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, к крупному (пункт “а” части 1 статьи 256 УК РФ), судам надлежит исходить из количества и стоимости добытого, поврежденного и уничтоженного, распространенности особей, их отнесения в установленном порядке к специальным категориям, а также учитывать нанесенный их добычей ущерб водным биологическим ресурсам.

К такому ущербу следует, в частности, относить: гибель большого числа неполовозрелых рыб (мальков), вылов или уничтожение рыб и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу субъекта Российской Федерации, уничтожение мест нереста, зимовальных ям, нагульных площадей, ухудшение качества среды обитания водных биологических ресурсов и нарушение процесса их воспроизводства. Для правильной оценки причиненного ущерба могут привлекаться соответствующие специалисты или эксперты.

5.

К самоходным транспортным плавающим средствам следует относить те из них, которые оснащены двигателями (например, суда, яхты, катера, моторные лодки), а также иные плавающие конструкции, приводимые в движение с помощью мотора (пункт “б” части 1 статьи 256 УК РФ). При этом должно быть установлено, что данное самоходное транспортное плавающее средство непосредственно использовалось как орудие добычи водных биологических ресурсов (например, для установки и (или) снятия рыболовной сети).

6.

Под иными способами массового истребления водных животных и растений понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания: прекращение доступа кислорода в водный объект посредством уничтожения или перекрытия источников его водоснабжения, спуск воды из водных объектов, перегораживание водоема (например, реки, озера) орудиями лова более чем на две трети его ширины, применение крючковой снасти типа перемета, лов рыбы гоном, багрение, использование запруд, применение огнестрельного оружия, колющих орудий.

Решая вопрос о том, совершено ли преступление с применением способов массового истребления водных биологических ресурсов, судам надлежит не только исходить из того, какой запрещенный вид орудия лова или способ вылова был применен, но и устанавливать, может ли их применение с учетом конкретных обстоятельств дела повлечь указанные последствия. В необходимых случаях к исследованию свойств таких орудий лова или примененных способов добычи (вылова) водных биологических ресурсов надлежит привлекать соответствующих специалистов либо экспертов.

7. При квалификации действий лица, совершившего незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением способов их массового истребления, суду следует руководствоваться нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок добычи водных биоресурсов и устанавливающими запреты, в том числе относящиеся к орудиям лова, способам, местам вылова и др.

Если установлено, что в ходе вылова применялись такие орудия лова, использование которых не могло повлечь массового истребления водных животных и растений при отсутствии иных способов их массового вылова, в действиях такого лица отсутствует состав преступления, предусмотренный пунктом “б” части 1 статьи 256 УК РФ.

8. Местом нереста следует признавать, например, море, реку, водоем или часть водоема, где рыба мечет икру, а под миграционным путем к нему – проходы, по которым рыба идет к месту нереста.

Если водный объект имеет небольшие размеры (например, озеро, пруд, запруда) и нерест происходит по всему водоему, он с учетом установленных фактических обстоятельств может быть признан местом нереста (пункт “в” части 1 статьи 256 УК РФ).

Квалификация незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов по признаку совершения деяния в местах нереста или на миграционных путях к ним возможна лишь при условии совершения этих действий в период нереста или миграции к местам нереста. Совершение такого деяния вне этих сроков или с помощью орудий лова, применение которых не причиняет вред нерестящимся особям, не подлежит признанию преступным по данному признаку.

9.

Для установления факта добычи водных биологических ресурсов в запрещенных районах: в местах нереста или миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, а также в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (пункты “в” и “г” части 1 статьи 256 УК РФ), судам надлежит исследовать данные, определяющие такой район промысла с описанием ориентиров или географических координат.

10.

В тех случаях, когда действия лица, непосредственно направленные на незаконную добычу водных биологических ресурсов (например, начало установки орудий лова, непосредственная подготовка к применению для вылова рыбы и других водных биологических ресурсов взрывчатых или химических веществ, электротока), были пресечены в установленном законом порядке, содеянное им надлежит квалифицировать по части 3 статьи 30 УК РФ и соответствующей части статьи 256 УК РФ.

11. Исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 81 УПК РФ о том, что орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, суду при поступлении уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 256 УК РФ, необходимо выяснять, приняты ли меры по обеспечению возможной конфискации орудий преступления.

При наличии оснований, указанных в статье 230 УПК РФ, суд вправе по собственной инициативе или по ходатайству потерпевшего, гражданского истца либо их представителей, а также прокурора при подготовке дел к судебному заседанию принять меры для обеспечения возможной конфискации имущества.

В соответствии с требованием пункта 2 части 1 статьи 309 УПК РФ в резолютивной части приговора надлежит решить вопрос о вещественных доказательствах, в том числе о конфискации в порядке пункта “г” части 1 статьи 104 [1] УК РФ орудий незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому (например, эхолотов, навигаторов).

При конфискации судна (самоходного или несамоходного), суду необходимо выяснить, не является ли оно для подсудимого основным законным источником средств к существованию (например, добыча водных биологических ресурсов для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока).

12.

Если действия, связанные с незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, совершенные лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства либо в местах нереста или на миграционных путях к ним, или на особо охраняемых природных территориях, хотя формально и содержали признаки преступления, предусмотренного частью 2 статьи 253 или статьей 256 УК РФ, но в силу малозначительности не представляли общественной опасности, когда не использовались способы массового истребления водных животных и растений, суд вправе прекратить уголовное дело на основании части 2 статьи 14 УК РФ.

При этом основанием для признания действий подсудимого малозначительными может служить, например, незначительные количество и стоимость выловленной рыбы, отсутствие вредных последствий для окружающей среды, а также используемый способ добычи, который не являлся опасным для биологических, в том числе и рыбных, ресурсов.

13.

Судам надлежит устанавливать обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, предусмотренных статьями 253 и 256 УК РФ, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия о незаконной добыче водных биологических ресурсов, нарушения законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также реагировать на нарушения, допущенные при рассмотрении таких дел нижестоящими судами. В каждом таком случае в соответствии с частью 4 статьи 29 УПК РФ необходимо выносить частные постановления (определения), обращая внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер для их устранения.

В. Дорошков

Источник: https://rg.ru/2010/12/01/rybolovstvo-dok.html

Статья 256 УК РФ – незаконная добыча и вылов водных биологических ресурсов

Что будет за незаконный лов

Нелегальная рыбалка, либо добыча водорослей, иных продуктов морей, озер, рек, иных водных ресурсов в Российской Федерации, наказывается по нормам уголовного права. Судьи назначают меру ответственности (величину и тип наказания) по ст.

256 УК РФ. В правовом положении указаны диапазоны мер, в рамках которых судебная инстанция выносит приговор. Сама статья раскрывает сведения не только о санкциях, но также и четко, ясно приводит прецеденты, за что именно предусматриваются наказания.

Существуют правила, которые определяют рыболовные и нерыболовные места. Справляться об их перечне можно в администрации города, населенного пункта, района, региона. Такие участки, на которых располагаются водные объекты, должны быть в границах населенных (или не населенных) пунктов.

Чаще всего незаконная добыча, вылов водных биологических ресурсов касается источников, имеющих высокую ценность для общества. Речь идет о таких объектах:

  • стратегических (водохранилищах);
  • экологических (оберегаемых, санитарных зонах);
  • промышленную пищевую значимость (рыбное производство).

Все что за чертой города относится к районной территории. В случае внегородских водных объектов справку получить можно в райцентре, отвечающем за участки, где планируется отдых на природе со спиннингом, удочкой или сетью.

Любой незаконный вылов (или добыча) рыбы пресекается по уголовному праву. Несколько десятков лет назад наказание выносилось по нормам гражданских и административных законов.

Законодательными актами установлено, что разрешено рыбачить только в тех местах, где нет специального режима пользования водными ресурсами.

Причиной этому служит оберегание природы, её естественной среды, ради сохранения целостности экосистемы.

Рассматриваемая статья № 256 Уголовного Кодекса имеет следующую специфику в своём содержании:
  1. Три части (пункта).
  2. В первой части – четыре подпункта.
  3. По два абзаца в каждом пункте.
  4. Примечание – в конце правого акта.

Первый абзац показывает понятия, основания, по которым предусматривается законом уголовная ответственность. А во втором абзаце перечисляется тип наказаний и его размер. Например, в первой части разграничивается водный ресурс, где можно рыбачить, а где нельзя. Вторым абзацем уже непосредственно рассказывается, что грозит за незаконный лов (добычу) рыбы, водорослей, водной птицы, иного.

При этом показаны степени преступления – крупный ущерб, вопиющие нарушения с применением оружия запрещенной классификации. Обращается внимание на использование определенных видов транспорта. Также, на такие места, в пределах которых была зафиксирована незаконная рыбалка, охота.

Запрещенное время, когда стопроцентно будет наказываться незаконная добыча (вылавливание) рыбы, охота за птицей, водяными животными, изъятие растений:

  • нерест рыб;
  • миграция птиц, рыб;
  • обустройство семей, создание потомства животными (ондатры, бобры, др.).

Также запретными участками считаются и те, которые приравнены к зонам стихийных бедствий, особенно охраняемые государством. Во второй части указываются наказания за ловлю животных и рыб в морях.

Третья часть законодательного положения указывает на то, кем именно еще может совершаться преступление, когда фиксируется незаконная ловля рыбы, птицы, животных.

Кто наказывается – групповая организация, ответственные лица в должности, сговорившиеся и т.д.

Меры ответственности за незаконный вылов

Изучаемая нами статья № 256 Уголовного Кодекса РФ предлагает следующие рамки мер уголовной ответственности. Рассмотрим подробнее первый подпункт первой части, когда зарегистрирована незаконная добыча (лов) водных животных и растений кроме зон континентального шельфа, строго экономических пределов РФ.

Мера ответственности по подпунктам «а-г» ч.1 статьи:

  1. Штраф – 300 000-500 000 руб.
  2. Денежное взыскание в виде заработка, который был поучен нарушителем за период – 2-3 года.
  3. Обязательные трудовые часы – не более 480 часов.
  4. Работа исправительного характера – не дольше 2-х лет.
  5. Лишение свободы – не более чем на 2 года.

Наказание, предусмотренные ч.1 ст. 256 УК РФ, определяется в соответствии с обнаружением определенной специфики деяния:

  • крупный ущерб;
  • использован был специфическое самоходно-плавательное транспортное средство;
  • обнаружено применение взрывчатки, химикатов, электрических зарядов, других приспособлений в качестве массового убиения живых организмов, либо промысла растений имеющих пищевую, лекарственную, иную ценность;
  • неразрешенное время для истребления рыб, животных, птиц, растений;
  • незаконная рыбалка на охраняемых участках, либо тех, которые зарегистрированы как экологически восстанавливающиеся, охраняемые.

Меры ответственности, когда обнаружена в рыболовстве незаконная рыбалка, либо ловля зверей, птицы, указанные в ч.2 статьи:

  1. Наказание – штраф за незаконную рыбалку, охоты, промысел – 300 000-500 000 руб.
  2. Иной вид денежного взыскания в форме доходов, сформированных за период 2-3 года.
  3. Обязательные труды в период времени – максимум 480 ч.
  4. Труд исправительного характера на срок не дольше 2-х лет.
  5. Лишенная свобода на время не дольше 2-х лет.

Ответственность для тех случаев, когда допускается незаконная добыча водных животных, растений, с причинением крупного вреда растительному миру, когда осуществляется массовая гибель водного зверя в результате браконьерства, уничтожение фауны, действиями группой лиц после предварительной организации, с участием служебных лиц, иное – указано в ч.3 статьи.

За экологические преступления статья УК России № 256 в ч.3-й указывает на следующие виды и размеры наказаний:

  1. Денежные взыскания – 500 000-1 000 000 руб.
  2. Форма санкции материальная, заработанная преступником за период – не более 3-5 лет.
  3. Тюремное заключение сроком – 2-5 лет. Минимум наказываться лишением свободы на срок до двух лет могут подростки, несовершеннолетние. Но об этом говорит другая статья закона.
  4. Арест права занимать определенные должности или заниматься в пределах тюремного заключения определенной деятельностью в течение периода, не превышающего 3 года.

Следует обратить внимание на то, что судебные инстанции выносят приговоры как с совмещением типов наказания, указанных в рассматриваемой уголовной статье, так и по отдельности.

Когда тратятся биоресурсы страны, производится незаконная добыча водных биологических ресурсов, устанавливается мотивация, выявляется степень вины, последствий. И уже на основании результатов экспертизы, расследования выносится решение – предпринять одно или несколько наказаний, такой или иной размер меры ответственности.

Источник: https://ugolovnoe-pravo.com/prestupleniya/st-256-uk-rf

Ответственность за браконьерство

Что будет за незаконный лов

Браконьерство является одним из самых распространённых экологических преступлений. Браконьерами называют людей нарушающих правила охоты, рыбалки, а также сбора природных ресурсов. Существуют правила, которыми должен руководствоваться каждый гражданин, желающий добывать природные ресурсы. Любое отхождение от этих правил называется браконьерством.

Определение браконьерства

Для того чтобы не стать браконьером необходимо следовать определенным правилам установленным законом:

1. Для занятия охотой необходимо иметь охотничий билет, разрешительные документы, оформленные в соответствии с установленными правилами.

2. Законодательством определены определённые места, а также способы охоты и запреты.

3. Следует помнить, что некоторые виды животных, птиц, рыб и т.д. находятся в Красной книге и их добыча запрещена.

4. Запрещено самовольно заниматься сбором яиц, а также разорять норы и гнезда.

5. В случае если ведется добыча, либо отлов животных в больших количествах это можно делать только исходя из законодательно установленных норм.

6. Запрещено использовать запрещенные виды охоты и ловли.

7. Установлены конкретные периоды времени, когда разрешена охота, ловля и вырубка лесов.

8. Запрещено вести охоту, ловлю и т.п. с помощью запрещенных экологическими нормами ловушек, осветительной техники и т.д.

9. Запрещено охотиться, а также вырубать деревья в заповедниках, национальных парках и т.д.

10. Запрещена добыча природных ресурсов с помощью воздушного и наземного транспорта.

Любые нарушения данных правил будут считаться разновидностью браконьерства и караться законодательно.

Запрет на охоту

В Российской Федерации запрет на охоту введён на всех представителей животного мира занесенных в Красную книгу. Помимо этого штраф будет наложен на охоту на некоторые виды цапель, дальневосточного аиста, амурского тигра, колпицу, клокотуна и т.д. Помимо этого в некоторые периоды в году запрещена охотиться на лося, барсука и т.д.

В данный момент в Российской Федерации штраф может доходить до 2 млн. рублей, а также наказание может быть вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет. Отягчающим фактором будет считаться, если браконьерством занималась организованная группа.

Ловля животных сетями может понести за собой штраф в размере от 200000 до 500000 руб., либо лишение свободы на 2 года.

Охота разрешена только при наличии охотничьего билета и всех необходимых документов.

Запрет на ловлю рыбы

Браконьерство в области рыбной ловли встречается гораздо чаще. Запрет введён на ловлю рыбы в больших количествах с использованием химических, либо взрывчатых веществ.

Помимо этого введён строгий запрет на ловлю рыбы в период нереста. За несколько пойманных щук можно получить штраф до 100000 руб., а также компенсацию за причиненный ущерб.

Для каждой разновидности рыб имеются свои сроки нереста, причём в каждом регионе они могут различаться. Также разрешается использовать только определённые снасти допущенные законом.

Помимо этого в период нереста запрещено приближаться к водоёмам на автомобиле, на расстояние ближе чем 200 м., а тем более нельзя мыть машину в водоеме. Также запрещено зимой выезжать на лед.

Согласно законодательству гражданин не может поймать рыбы на 1 человека больше чем 5 кг. в течение суток.

Запрещенными снастями считаются сети китайки, сети ряжью, бредни, пауки и подъемные сети, верёвки с большим количеством крючков, остроги, электроудочки, взрывчатка и химические вещества.

Подводная охота также находится под запретом. Единственное исключение составляют спортсмены.

Борьба с браконьерством и его последствия

В последнее время в нашей стране активно идет борьба с браконьерством, как с одним из наиболее опасных экологических преступлений. Для этого используются многочисленные технические приспособления, такие как фотоловушки, датчики движения и т.д.

Помимо этого компетентные органы проводят дополнительные инспекции, проверки охотничьих угодий и лесных хозяйств. Создаются специальные оперативные органы для предотвращения незаконной охоты, вырубки лесов, добычи минералов, ископаемых и т.д. В случае обнаружения незаконно поставленных сетей ловушек, охотничьего оружия и приборов они конфискуются.

Все эти меры рассчитаны на защиту экологического баланса страны, однако низкое общественное сознание относительно проблемы браконьерства серьёзно тормозит эту борьбу.

Помимо охоты, ловли и вырубки лесов в последнее время стало распространено цветочное браконьерство. Нелегально собранные цветы всё чаще используются для продажи. Борьба с подобными преступлениями крайне необходима, так как приводит к уничтожению значительной части флоры.

Как правило, граждане не очень хорошо знают всю пагубность и вред браконьерства. Однако сохранение экологического баланса является первоочередной задачей каждого государства, общества и отдельно взятого гражданина.

Широко распространенное браконьерство несет за собой пагубные последствия такие, как нарушения экологического баланса, исчезновение целых популяции животных и растений, увеличение количества стихийных бедствий и катастроф, снижение туристического потенциала.

Браконьерство является значительной проблемой для всего общества. Последствия от деятельности браконьеров ощущаются уже сейчас и с каждым годом будут только нарастать. Для борьбы с нелегальной охотой, ловлей и собирательством государство тратит значительные ресурсы, но они оправданы так как экология является одним из важнейших факторов жизни на земле.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/whitejurist/otvetstvennost-za-brakonerstvo-5f4518a1e9083951f631ad02

к 256 статье Уголовного кодекса о незаконном вылове рыбы

Что будет за незаконный лов

За браконьерство на воде в России предусмотрена уголовная ответственность по ст. 256 УК РФ. Согласно данной норме незаконная добыча, или вылов, водных биологических ресурсов – это рыбная ловля и добыча иных водных организмов, в т. ч. ценных животных, совершённая с нарушением установленных правил.

Даже рыболовство с обычной электроудочкой подпадает под ст. 256 УК РФ. В соответствии со ст. 151 УПК РФ дознание по данным фактам может осуществляться органами пограничной службы ФСБ, если деяние было ими выявлено.

В иных случаях дознание либо административное расследование проводится органами внутренних дел.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Браконьерство – угроза природе

Ежегодные потери российской экономики от браконьерства на водоёмах в 2004 году оценивались, по официальному заявлению МВД, в 1 млрд дол.

Обеднение видового состава биоценоза ставит под угрозу и тех животных, на которых охота не ведётся, поскольку нарушается экологическое равновесие и разрываются пищевые цепочки.

Варварское добывание икры уменьшает количество молодой рыбки и снижает численность популяции.

В мелких водоёмах вроде лиманов браконьеры способны вылавливать тонны живого веса без выхода в море.

Добывание рыбы и морских животных разрешается в рамках квот по платным лицензиям. Квоты на вылов будут регулироваться на основе данных о выловленных в предыдущий год объёмах.

Рыбный промысел, который обеспечивает законопослушных рыбаков трудовыми доходами, страдает от обеднения естественной среды после того, как браконьеры поймали большой объём биоресурсов, при этом не заплатив за лицензию. Данная уголовная норма призвана защищать окружающую среду от ущерба, а экономику – от бюджетных потерь.

Закон перечисляет в качестве преступных орудий такие предметы:

  • моторные лодки и катера;
  • взрывчатку;
  • химические приманки;
  • электрические удочки;
  • иные способы массового лова.

Право дознавателей ФСБ проводить предварительное расследование по данным преступлениям связано с тем, что ловля с судов в территориальных водах России иностранными рыбаками, не имеющими лицензий, осуществляется зачастую с нарушением пограничного законодательства и требует для поимки нарушителей усилий погранслужбы.

Как доказывается и наказывается преступление?

Субъективная сторона преступления заключается в том, что браконьер осознаёт отсутствие права ловить рыбу или другую водную фауну (крабов, трепангов) сверх разрешённого объёма или вне разрешённого района.

Если инспекция обнаруживает людей на водоёме или на его берегу в период, когда там запрещён лов, и при этом имеются признаки того, что люди прибыли для лова, это даёт основания для проверки целей их нахождения на воде либо у воды.

Для фиксации факта изъятия добытых ресурсов может применяться запись на видео, также видео- и фотосъёмка закрепляют характерные признаки техники: номер автомобиля, катера, иного транспортного средства.

Криминалистические экспертизы по делам о вылове биоресурсов включают в себя определение типа и характеристику орудий лова. В экспертном заключении должно быть описано орудие, из чего станет ясно его устройство, материал, способ производства (промышленный или кустарный) и пригодность к использованию.

Сети и электроудочки самодельной конструкции доказывают преступный умысел особенно наглядно, поскольку в магазинах запрещённые орудия лова не продаются.

Орудием преступления и уликой зачастую выступают рыболовные сети и их разновидности: вентери, «экраны» и т. п.

Ещё один способ незаконного добывания рыбы – это использование рыболовных веществ, в состав которых входят стимуляторы аппетита у обитателей воды.

Санкции по 256 УК РФ достигают миллиона рублей штрафа и пяти лет лишения свободы. Применение штрафных санкций обычно включает в себя и конфискацию добытой водной живности и зверя.

В целях определения ущерба применяются таксы – расценки за единицу добычи, которые утверждаются правительством. Для судебного преследования количество голов в улове подсчитывается и умножается на таксу для каждого вида. Получившаяся сумма взыскивается с осуждённого в бюджет.

Охота на морских млекопитающих преследуется также по 256 УК в отличие от браконьерства на суше

В качестве наказания за данное деяние Уголовный кодекс предусматривает:

  1. Штраф.
  2. Исправительные работы.
  3. Лишение свободы.

Дополнительное наказание в виде лишения права заниматься охотой в 256 УК прописано только в ч. 3, но может быть назначено судом (обычно назначается) и по первым двум частям.

Если группа браконьеров получает приговор по ч. 3, то новый деликт до погашения судимости будет рассматриваться как рецидив.

Также ч. 3 подлежит применению, если незаконный лов вело должностное лицо с использованием своего положения либо ущерб превысил сумму в 250 тыс. р. Такой ущерб возникает, например, при добыче 30 осетров или 200 лососей; для других видов он определяется по вышеупомянутым расценкам.

Особенности судебной практики

Судебная практика по делам о преступлениях, наносящих ущерб водным биоресурсам России, во многом складывается из приговоров, что выносятся в особом порядке, когда доказательства не исследуются в суде, а наказание не может составить больше двух третей предусмотренного по данной статье срока.

Оправдательные приговоры по данной статье встречаются редко, но тем не менее бывают.

Так, в 2011 году в Курганской области были оправданы два рыбака, которым вменялось незаконное добывание рыбы с причинением крупного ущерба.

В суде было установлено, что рыбаки ловили сетью в том же районе, где производится добыча биоресурсов в промышленных объёмах, а следовательно, их действия общественной опасности не представляли.

Уголовный закон не выделяет частные и арендованные водоёмы из общего понятия среды, в которой обитали незаконно выловленные организмы, однако учёные-юристы, консультанты судов и судьи считают, что в случае, когда лицо занималось тайной ловлей на специальном водоёме, где рыбу разводят, то имеет место преступление, за которое предусмотрено наказание не по ст. 256, а по ст.158 УК РФ (кража), поскольку происходит не в прямом смысле незаконное добывание водных биологических ресурсов, а хищение рыбы, разводимой собственником (арендатором). Например, в 2015 году в городе Георгиевске Ставропольского края гражданин Макогонюк А. В. был осуждён по ст. 158 УК РФ за незаконный вылов рыбы из частного водоёма.

Возможно, что при очередном изменении Уголовного кодекса в нём появится разъяснение о том, когда за хищение рыбы наступает ответственность по ст. 256, а когда по 158 УК РФ. Законодательно эта тонкость пока не закреплена, но на практике применяется.

Работа профессионального рыболова неизбежно связана с тем, что при извлечении сетей в них могут оказаться редкие организмы. Состав преступления в данном случае не возникает, поскольку не было умысла, а плата за лицензию на пользование природными ресурсами уже включает в себя возможный побочный вред.

Однако если добывание велось именно в отношении видов, лов которых ограничен или запрещён, это будет видно по составу добычи, то за эти организмы будет начислена сумма к возмещению ущерба по таксе Правительства (см. выше).

Постановление правительства №724 от 2000 года классифицирует объекты противоправной добычи, разделяя их на две большие группы: обычные и редкие (занесённые в Красную книгу).

Внутри этих групп перечисляются такие водные объекты и организмы:

  • рыбы;
  • млекопитающие;
  • ракообразные;
  • рептилии;
  • моллюски;
  • водоросли;
  • икра;
  • некоторые другие группы организмов.

Однако не всегда целенаправленная незаконная добыча является преступлением. Помимо случаев, описанных выше, малозначительность вреда может быть очевидна уже при задержании нарушителей, и тогда органы, уполномоченные охранять водные ресурсы, просто оформляют административный протокол.

Административные правонарушения

Если размер ущерба оказался менее предусмотренного в УК, то нарушение правил охоты и рыбной ловли преследуется в административном порядке, а именно по ст. 8.17 и 8.37 КоАП РФ. Срок давности составляет год со дня совершения правонарушения. В качестве наказания за правонарушение также применяется конфискация орудия правонарушения.

Поскольку стоимость лодки или катера, подлежащих конфискации, может превышать сумму штрафа, эта угроза даже сильнее, чем прописанные в КоАП наказания в денежном эквиваленте.

В отличие от уголовных составов, административные допускают также привлечение организаций к ответственности.

Поэтому лица, привлекаемые к административной ответственности, делятся на три группы:
  1. Граждане.
  2. Должностные лица.
  3. Юридические лица.

Для последних предусмотрены наибольшие штрафы, но для предприятий они могут оказаться почти незаметными благодаря обороту (если это крупное предприятие). Наиболее уязвимы перед административными штрафами индивидуальные предприниматели, поскольку они платят крупные штрафы как должностные лица, но зарабатывают зачастую как обычные граждане.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/st-256-uk-rf

Определение браконьерства и ответственность за него по УК РФ

Что будет за незаконный лов

Одним из самых распространенных экологических преступлений является браконьерство.

Действующее российское законодательство дает точно определение того, что такое браконьерство, а также предусматривает несение ответственности за совершение такового проступка – как в пределах административного, так и уголовного права. Узнайте, какая ответственность за браконьерство по УК РФ и КоАП РФ, как её избежать и что считается браконьерством.

1. Правовое регулирование понятия браконьерства и законы о нем 2. Лесное браконьерство – что это, какое наказание и принципы определения 3. Наказание за незаконную рыбалку и водное браконьерство 4. Охота как браконьерство

Понятие браконьерства рассматривается различными нормативными документами и актами в России, касающимися различных сфер деятельности, связанной с использованием экологических ресурсов дикой природы. В частности, браконьерство может подразумевать не только охоту, но и нанесение ущерба другим живым ресурсам страны. Так, современное законодательство определяет следующие виды браконьерства:

  • Незаконная охота.
  • Незаконный лов рыбы и других речных, морских и океанических обитателей.
  • Незаконный выруб леса.
  • Незаконный сбор растений.

При этом различные из таковых действий контролируются отдельными положениями разных нормативных документов. В частности, за браконьерство предусмотрена уголовная ответственность положениями следующих статей УК РФ:

  • Ст. 256 УК РФ применяется в отношении преступлений, связанных с незаконным выловом рыбы и иных биологических ресурсов. При этом данная статья, учитывая ряд особых условий и факторов, влияющих на конкретную квалификацию преступления.
  • Ст. 258 УК РФ затрагивает вопросы незаконной охоты, а также подразумевает различную степень наказания в зависимости от факторов, с которыми было сопряжено данное преступление.
  • Ст. 258.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот ценных и находящихся под охраной биологических ресурсов, как водных, так и наземных, в том числе не подразумевающий их убийство. При этом наказанию по данной статье могут подлежать не только лица, непосредственно связанные с выловом или убийством представителей охраняемых категорий, но и лица обеспечивающую торговлю ими в живом или мертвом виде либо частями их тел и другими товарами, полученными в ходе браконьерства, в том числе и третьих лиц.
  • Ст. 260 УК РФ рассматривает лесное браконьерство в виде незаконной рубки лесных нахождений. При этом к лесным насаждениям относятся непосредственно деревья, а также кустарники и лианы, которые могут быть к ним причислены.

Административная ответственность за браконьерство регулируется положениями статей 8.28, 8.35 и 8.

37 КоАП РФ и рассматривают они соответственно лесное браконьерство, уничтожение охраняемых видов животных и растений, а также нарушение порядка охоты и рыболовства, в том числе случаи браконьерства, не содержащие в себе состава уголовного преступления. Критерии уголовных преступлений для всех видов браконьерства будут определены далее.

Лесное браконьерство – что это, какое наказание и принципы определения

Под лесным браконьерством подразумевается незаконная рубка лесов, кустарников и иных насаждений. При этом рассматривается в качестве административного правонарушения лесное браконьерство в следующих случаях:

  • Когда совершается не в значительном, крупном или особо крупном размере.
  • Когда совершаются одним лицом.
  • Когда свершаются без использования служебного положения.

Наказание административного характера в таком случае будет зависеть от использования спецтехники или её отсутствия. Без применения спецтехники штраф за лесное браконьерство составляет от 3 до 4 тыс. рублей для граждан, от 20 до 40 тыс. рублей для должностных лиц и от 200 до 300 тыс. рублей для юридических лиц.

Наказание за применение спецтехники, или же рубку и повреждение в лесопарковых зонах предусматривают больший размер наказания, а также конфискацию незаконной продукции полученной в ходе такового природопользования и могут включать также конфискацию предметов труда. Также в порядке, предусмотренном КоАП РФ карается и оборот заведомо незаконно полученной древесины.

Обратите внимание

Привлечение к ответственности подразумевает рубку или повреждение деревьев только в случае, если таковые действия привели или могут привести к полной остановке роста растений. Санитарная рубка леса и обработка деревьев не могут приводить ни к административной, ни к уголовной ответственности и браконьерством не считаются.

Уголовная же ответственность за лесное браконьерство и незаконную рубку может предусматривать санкции вплоть до штрафа в 3 млн. рублей и лишения свободы сроком до семи лет в зависимости от обстоятельств.

Также в качестве наказания могут использоваться принудительные работы, а штраф может измеряться и в доходе осужденного за определенный судом период.

Кроме этого, наказание может также включать в себя и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Важно

Под значительным ущербом с точки зрения лесного хозяйства подразумевается нанесение ущерба в соответствии с установленной таксой свыше 5 тыс. рублей. Крупным считается ущерб, превысивший 50 тыс. рублей, а особо крупным – 150 тыс. рублей.

Наказание за незаконную рыбалку и водное браконьерство

Незаконная рыбалка и водное браконьерство начинают считаться таковыми, если ущерб был нанесен в крупном размере, либо же если в процессе нарушения природоохранного законодательства были замечены следующие факторы:

  • Применение моторных и иных самоходных плавсредств.
  • Использование взрывчатых веществ или электротока.
  • Браконьерство в природоохранных или терпящих экологическое бедствие территориях.
  • В местах нереста рыбы.
  • Браконьерство было совершено в отношении морских млекопитающих в открытом море.
  • Браконьерство сопровождалось использованием служебного положения.

В остальных ситуациях ответственность за незаконный лов рыбы и других водных обитателей подразумевает лишь административное наказание.

Административный штраф за незаконную рыбалку с нарушением законодательства составляет от 500 до 4000 рублей для граждан.

Однако кроме этого таковое правонарушение может также предусматривать и запрет на занятие охотой или рыбалкой и в случае повторного свершения правонарушения во время действия данного запрета размер наказания может увеличиваться.

Уголовная ответственность наступает, когда размер причиненного водным ресурсам ущерба составил более 100 тыс. рублей. Соответственно, привлечь рыбака на весельной лодке, занимавшегося рыбалкой во время запрета на таковую, за браконьерство к уголовной ответственности, например, будет попросту невозможно.

Действующее законодательство относительно браконьерства в сфере рыбной ловли практически не затрагивает интересы рыбаков-любителей и позволяет и обходиться лишь административными штрафами и предупреждениями даже в случае незаконности деяний.

Охота как браконьерство

Именно охота считается одним из основных способов браконьерства. И действующее законодательство строго относится к уничтожению редких животных и просто ведени. незаконной охоты. Это связано с тем что для охоты часто применяется огнестрельное оружие, а ведение охоты в неположенных местах или же в неположенное время может привести даже к человеческим жертвам.

Однако несмотря на такую высокую опасность, незаконная охота среди иных видов браконьерства предусматривает наказание в виде лишения свободы с максимальным сроком в два года, и то в случае браконьерства с участием группы лиц или организованной группы, а также в случаях применения для браконьерства служебного положения.

Этому есть логичное объяснение. Охота, в отличие от промысловой рыбалки или вырубки леса, не может нанести слишком большого урона экологической обстановке, по крайней мере со стороны одного конкретного браконьера. В то время как браконьерская деятельность в лесной или водной сфере часто может приводить к вымиранию целых экосистем.

Обратите внимание

Некоторые зоозащитные и экологические организации связывают слабое наказание за охоту как браконьерство с тем, что охота является увлечением многих людей с высоким социальным статусом, в том числе работников государственной службы.

(12 голос., 4,75 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/otvetstvennost-za-brakonerstvo-ugolovnaya-i-administrativnaya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.